Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всё то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей.

Не делайте никакой работы

«Мы учили: прототипов работы — сорок минус один» (Мишна Шабат 73).

«Евреям подобает вести себя в этот день соответственно тому уровню, которого они достигают. Мы уже объяснили выше, что занятия человека делами этого мира связывают его с материальностью и спускают с высоты и значимости, которые подобают ему. Поскольку в Шабат еврей возвышается над своим будничным состоянием, он должен отрешиться от занятий этого мира и держаться на уровне, подобающем святости этого дня.

Но все то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей. Высшая Мудрость отмерила, однако, и степень отрешенности (человека) от телесности, и необходимую степень привязанности к ней. И эта надлежащая степень отрешенности в Шабат от телесности была заповедана человеку, и (Тора) предостерегла его не приостанавливать этого отрешения. В этом и заключается суть всех 39 видов работы, запрещенных в Шабат». (Рамхаль, Путь Творца ч.4 гл. 7).

«Высшая Мудрость отмерила степень отрешенности» — это 39 видов работ. Мы будем исследовать их определение и запрет, и почему именно они есть правильная мера отрешенности человека от материальности.

Мы находим в субботних запретах особые определения законов, действующие только здесь: Тора не запрещает субботние работы, выполненные неумышленно, измененным способом, не имеющие созидательного характера, совершаемые с иной целью, чем обычно и др. Постараемся изучить данный вопрос во всей глубине.

Следует также проанализировать, почему столь большое внимание уделяется работе по выносу предметов из частного владения в общее — вне всякой пропорции к тому, насколько эта работа может считаться созидательной. Эта работа называется «плохой работой», и она — одна из двух видов работ, прямым текстом упомянутых в Торе. Ей посвящены более шести глав трактата Шабат, и целый трактат Эрувин. Это, определенно, не случайно, и нужно понять глубинный смысл данного явления.

Следует также разобраться, почему именно работа разжигания огня — это вторая работа, которая прямо указана в Торе: «Не разжигайте огня во всех своих жилищах в день субботний».

Надо также понять, почему все остальные виды работ, не упомянутые в Торе, мы учим именно из работ по построению Мишкана — Скинии Завета.

Запрет работы

«Прототипы видов работ — сорок минус один… В соответствии с чем? В соответствии с работами по построению Скинии» (Шабат 49). «Работа, которая была важной для Скинии, называется прототипом» (Бава кама 2).

«В этой тайне сделал Всевышний ремесло всего мира, и тайна эта — “В начале сотворил Бог небо и землю”. В этой тайне Скиния сделана и построена в подобии Высшего мира и в подобии Нижнего мира» (Зоар 127).

Гемара говорит о постройке Скинии: «Умел Бецалель ]главный строитель] сочетать буквы, которыми были сотворены небо и земля» (Брахот 55). Нефеш аХаим объясняет это: «Скиния и Храм включали в себя все духовные силы и миры и все порядки святости. Все его чертоги и залы, чердаки и священные сосуды, соответствовали схемам Высших миров, образу и подобию строения святых миров и порядку устройства Колесницы» (часть 1, гл 4, в примечании).

Соответствие «работы» по сотворению неба и земли работе по построению Скинии понятно. Ведь вся цель творения неба и земли — создание места и инструментов для человека ради его служения Творцу. В этом же заключается и цель постройки Скинии: создание инструментов и места для праведника, дабы он служил своему Создателю. Святилище есть уменьшенная копия всего мироздания.

Вот какова была форма мироздания до того, как человек испортил ее своим грехом: «Божественное присутствие изначально находилось в низшем мире; когда согрешил Первый человек — отошло оно на первое небо, согрешил Каин — отошло на второе… (и так до седьмого неба). Встал Авраам и спустил его на шестое… Встал Моше и спустил его сверху вниз» (Берешит раба 19:7). Божественное присутствие находилось в низшем мире, хотя Храма не существовало; следовательно, нужно сказать, что все мироздание в Саду Эдена соответствовало категории Храма. «Аллегория с царем, который строил дворец. Когда увидел его, тот понравился ему. Сказал царь: Дворец, дворец, да будет так, чтобы ты нравился мне всегда так же, как нравишься в этот час. Так сказал Всевышний Своему миру: Мир мой! да будет так, чтобы ты нравился мне во всякое время так же, как нравишься в этот час». (Берешит раба 9:4).

Дело рук Творца — небо и земля; дело рук праведников — Святой Храм. «Толковал Бар Капара (Ктубот 5): Деяния праведников превосходят создание неба и земли. Ведь о создании неба и земли написано: “И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса” (Йешая 48); а о деяниях праведников сказано: “[Введешь их и поселишь их на горе удела Твоего, на месте], что жилищем Ты сделал Себе, Господи, в Святилище, что устроили руки Твои, о Владыка! (Шмот 15)”».

Всевышний записал о Себе в Торе, что Он как бы покоился от сотворения неба и земли в субботу, и подобным образом человек-праведник обязан покоиться от создания Святилища в субботу.

 

В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.