Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всё то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей.

Не делайте никакой работы

«Мы учили: прототипов работы — сорок минус один» (Мишна Шабат 73).

«Евреям подобает вести себя в этот день соответственно тому уровню, которого они достигают. Мы уже объяснили выше, что занятия человека делами этого мира связывают его с материальностью и спускают с высоты и значимости, которые подобают ему. Поскольку в Шабат еврей возвышается над своим будничным состоянием, он должен отрешиться от занятий этого мира и держаться на уровне, подобающем святости этого дня.

Но все то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей. Высшая Мудрость отмерила, однако, и степень отрешенности (человека) от телесности, и необходимую степень привязанности к ней. И эта надлежащая степень отрешенности в Шабат от телесности была заповедана человеку, и (Тора) предостерегла его не приостанавливать этого отрешения. В этом и заключается суть всех 39 видов работы, запрещенных в Шабат». (Рамхаль, Путь Творца ч.4 гл. 7).

«Высшая Мудрость отмерила степень отрешенности» — это 39 видов работ. Мы будем исследовать их определение и запрет, и почему именно они есть правильная мера отрешенности человека от материальности.

Мы находим в субботних запретах особые определения законов, действующие только здесь: Тора не запрещает субботние работы, выполненные неумышленно, измененным способом, не имеющие созидательного характера, совершаемые с иной целью, чем обычно и др. Постараемся изучить данный вопрос во всей глубине.

Следует также проанализировать, почему столь большое внимание уделяется работе по выносу предметов из частного владения в общее — вне всякой пропорции к тому, насколько эта работа может считаться созидательной. Эта работа называется «плохой работой», и она — одна из двух видов работ, прямым текстом упомянутых в Торе. Ей посвящены более шести глав трактата Шабат, и целый трактат Эрувин. Это, определенно, не случайно, и нужно понять глубинный смысл данного явления.

Следует также разобраться, почему именно работа разжигания огня — это вторая работа, которая прямо указана в Торе: «Не разжигайте огня во всех своих жилищах в день субботний».

Надо также понять, почему все остальные виды работ, не упомянутые в Торе, мы учим именно из работ по построению Мишкана — Скинии Завета.

Запрет работы

«Прототипы видов работ — сорок минус один… В соответствии с чем? В соответствии с работами по построению Скинии» (Шабат 49). «Работа, которая была важной для Скинии, называется прототипом» (Бава кама 2).

«В этой тайне сделал Всевышний ремесло всего мира, и тайна эта — “В начале сотворил Бог небо и землю”. В этой тайне Скиния сделана и построена в подобии Высшего мира и в подобии Нижнего мира» (Зоар 127).

Гемара говорит о постройке Скинии: «Умел Бецалель ]главный строитель] сочетать буквы, которыми были сотворены небо и земля» (Брахот 55). Нефеш аХаим объясняет это: «Скиния и Храм включали в себя все духовные силы и миры и все порядки святости. Все его чертоги и залы, чердаки и священные сосуды, соответствовали схемам Высших миров, образу и подобию строения святых миров и порядку устройства Колесницы» (часть 1, гл 4, в примечании).

Соответствие «работы» по сотворению неба и земли работе по построению Скинии понятно. Ведь вся цель творения неба и земли — создание места и инструментов для человека ради его служения Творцу. В этом же заключается и цель постройки Скинии: создание инструментов и места для праведника, дабы он служил своему Создателю. Святилище есть уменьшенная копия всего мироздания.

Вот какова была форма мироздания до того, как человек испортил ее своим грехом: «Божественное присутствие изначально находилось в низшем мире; когда согрешил Первый человек — отошло оно на первое небо, согрешил Каин — отошло на второе… (и так до седьмого неба). Встал Авраам и спустил его на шестое… Встал Моше и спустил его сверху вниз» (Берешит раба 19:7). Божественное присутствие находилось в низшем мире, хотя Храма не существовало; следовательно, нужно сказать, что все мироздание в Саду Эдена соответствовало категории Храма. «Аллегория с царем, который строил дворец. Когда увидел его, тот понравился ему. Сказал царь: Дворец, дворец, да будет так, чтобы ты нравился мне всегда так же, как нравишься в этот час. Так сказал Всевышний Своему миру: Мир мой! да будет так, чтобы ты нравился мне во всякое время так же, как нравишься в этот час». (Берешит раба 9:4).

Дело рук Творца — небо и земля; дело рук праведников — Святой Храм. «Толковал Бар Капара (Ктубот 5): Деяния праведников превосходят создание неба и земли. Ведь о создании неба и земли написано: “И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса” (Йешая 48); а о деяниях праведников сказано: “[Введешь их и поселишь их на горе удела Твоего, на месте], что жилищем Ты сделал Себе, Господи, в Святилище, что устроили руки Твои, о Владыка! (Шмот 15)”».

Всевышний записал о Себе в Торе, что Он как бы покоился от сотворения неба и земли в субботу, и подобным образом человек-праведник обязан покоиться от создания Святилища в субботу.

 

Даже у великих праведников были поступки, которые можно считать грехом, но, тем не менее, путь раскаяния открыт для человека всегда, и даже самые страшные нарушения можно исправить и искупить. Читать дальше