Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нынешняя суббота — первая суббота после праздника Симхат-Тора, когда завершается и возобновляется годовой цикл чтения Торы. Она называется Шабат Берешит, по первой главе первой книги Пятикнижия. Напоминаем содержание главы: сотворение мира и человека, прегрешение Первого человека Адама и его жены Хавы и наказание, постигшее их; убийство их сына Авеля его братом Каином.

Что произошло с человеком и со всем миром после того, как Адам попробовал плод с Древа познания добра и зла? Что произошло, и что изменилось? Разве до этого человек не отличал добра от зла? Разве у него не было свободы выбора? Рамбама (Маймонида) спросили: «Как это: за нарушение получить великую награду — знание?». Как может быть, что Адам получил за нарушение запрета величайшую награду — разум, главное преимущество человека?

Рав Хаим Воложинер в своей книге Нэфеш а-Хаим отвечает на это: конечно, у Адама был выбор. Б-г создал человека, чтобы наделить свободой выбора. Такова была основная цель творения — создать того, кто сможет своими действиями заслужить награду, приготовленную для него Всевышним; кто не будет получать благо «бесплатно». А чтобы дела человека действительно могли считаться заслугами (или наоборот), ему необходима возможность выбрать добро или зло. Более того, мы видим, что человек осуществил свой выбор и нарушил приказ Всевышнего.

Но что это был за выбор? Человек был знаком со злом «теоретически». Он знал, что существует возможность выбрать зло, но никогда прежде ею не пользовался. Человек находился в другой зоне — абсолютно чистой. У него была лишь возможность войти в зону греха — как возможность протянуть руку в огонь. Теперь мы можем понять ответ Рамбама на вопрос: как может быть, что за нарушение человек получил великую награду? Ответ следующий: конечно, у человека и прежде было знание, разум. В этом величие человека, его основное отличие от других созданий. Он отличал истину от лжи, но не знал различия между добром и злом в той «форме», в какой знаем мы. Адам знал о возможности войти в зло, но зло находилось вне его. Мы же близко знакомы с обеими сторонами.

Рав Элиягу Деслер расширяет это объяснение в своей книге Михтав ми-Элиягу. Адам думал: я так далёк от зоны зла и получаю от Всевышнего великую помощь, — что мне стоит в этих условиях освятить Имя Всевышнего? Труд и усилия минимальны — как мои возможности. Войду в зону зла, выберу добро в иных условиях, превращу тьму в свет — вот это действительно будет освящение Имени! Действительно ли здесь было только желание максимально освятить Имя Всевышнего? Одно лишь духовное стремление стояло за этим?

По-видимому, не только. Пишет Рав Деслер: Адам думал совершить авера лэ-шем мицва (нарушение во имя исполнения заповеди). Но в действительности совершил нарушение под маской заповеди. В размышлениях Адама, нарушить или не нарушить приказ Всевышнего, главным, как будто, был чистый расчёт: в каком случае освящение Имени будет больше — в идеальных условиях, в состоянии чистоты, когда возможность выбрать зло минимальна? Или на более низком уровне, где человек и весь мир окажется после нарушения? Адаму показался верным второй ответ… Но в действительности внутренней причиной, по которой он выбрал зло, стало любопытство. К нарушению толкало любопытство: запретное, недоступное — интересно, привлекательно, заманчиво…

Адам думал, что входит в зону, где немного меньше света. Он не представлял себе, что входит в зону абсолютной темноты. Не представлял, в какую тьму введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него, перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире. С этого момента стало очень трудно различить, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне: змей пришёл к человеку «снаружи» уговаривать преступить запрет. Сейчас зло находится внутри каждого из нас, и человек ощущает: «Мне хочется».

Иными словами, результатом действия Адама стало изменение всей природы человека и мира. Зло перестало быть лишь теоретической возможностью, стало реальностью. Возник тот мир, который мы знаем.

Читайте также: тема Добро и Зло


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.