Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17
Нынешняя суббота — первая суббота после праздника Симхат-Тора, когда завершается и возобновляется годовой цикл чтения Торы. Она называется Шабат Берешит, по первой главе первой книги Пятикнижия. Напоминаем содержание главы: сотворение мира и человека, прегрешение Первого человека Адама и его жены Хавы и наказание, постигшее их; убийство их сына Авеля его братом Каином.

Что произошло с человеком и со всем миром после того, как Адам попробовал плод с Древа познания добра и зла? Что произошло, и что изменилось? Разве до этого человек не отличал добра от зла? Разве у него не было свободы выбора? Рамбама (Маймонида) спросили: «Как это: за нарушение получить великую награду — знание?». Как может быть, что Адам получил за нарушение запрета величайшую награду — разум, главное преимущество человека?

Рав Хаим Воложинер в своей книге Нэфеш а-Хаим отвечает на это: конечно, у Адама был выбор. Б-г создал человека, чтобы наделить свободой выбора. Такова была основная цель творения — создать того, кто сможет своими действиями заслужить награду, приготовленную для него Всевышним; кто не будет получать благо «бесплатно». А чтобы дела человека действительно могли считаться заслугами (или наоборот), ему необходима возможность выбрать добро или зло. Более того, мы видим, что человек осуществил свой выбор и нарушил приказ Всевышнего.

Но что это был за выбор? Человек был знаком со злом «теоретически». Он знал, что существует возможность выбрать зло, но никогда прежде ею не пользовался. Человек находился в другой зоне — абсолютно чистой. У него была лишь возможность войти в зону греха — как возможность протянуть руку в огонь. Теперь мы можем понять ответ Рамбама на вопрос: как может быть, что за нарушение человек получил великую награду? Ответ следующий: конечно, у человека и прежде было знание, разум. В этом величие человека, его основное отличие от других созданий. Он отличал истину от лжи, но не знал различия между добром и злом в той «форме», в какой знаем мы. Адам знал о возможности войти в зло, но зло находилось вне его. Мы же близко знакомы с обеими сторонами.

Рав Элиягу Деслер расширяет это объяснение в своей книге Михтав ми-Элиягу. Адам думал: я так далёк от зоны зла и получаю от Всевышнего великую помощь, — что мне стоит в этих условиях освятить Имя Всевышнего? Труд и усилия минимальны — как мои возможности. Войду в зону зла, выберу добро в иных условиях, превращу тьму в свет — вот это действительно будет освящение Имени! Действительно ли здесь было только желание максимально освятить Имя Всевышнего? Одно лишь духовное стремление стояло за этим?

По-видимому, не только. Пишет Рав Деслер: Адам думал совершить авера лэ-шем мицва (нарушение во имя исполнения заповеди). Но в действительности совершил нарушение под маской заповеди. В размышлениях Адама, нарушить или не нарушить приказ Всевышнего, главным, как будто, был чистый расчёт: в каком случае освящение Имени будет больше — в идеальных условиях, в состоянии чистоты, когда возможность выбрать зло минимальна? Или на более низком уровне, где человек и весь мир окажется после нарушения? Адаму показался верным второй ответ… Но в действительности внутренней причиной, по которой он выбрал зло, стало любопытство. К нарушению толкало любопытство: запретное, недоступное — интересно, привлекательно, заманчиво…

Адам думал, что входит в зону, где немного меньше света. Он не представлял себе, что входит в зону абсолютной темноты. Не представлял, в какую тьму введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него, перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире. С этого момента стало очень трудно различить, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне: змей пришёл к человеку «снаружи» уговаривать преступить запрет. Сейчас зло находится внутри каждого из нас, и человек ощущает: «Мне хочется».

Иными словами, результатом действия Адама стало изменение всей природы человека и мира. Зло перестало быть лишь теоретической возможностью, стало реальностью. Возник тот мир, который мы знаем.


Тора запрещает поддерживать тех, кто разжигает споры и занимается деятельностью, в результате которой умножаются раздоры и разногласия. Читать дальше

Великие битвы и как их пережить

Эстер Оффенгенден

И вот, наконец-то, засучив рукава, начинаем учиться спорить, ругаться и ссориться, критиковать, высказывать всё, что накипело, что-то делать с эмоциями и теми, кто их вызывает.

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Спор губит даже наиболее возвышенные вещи

Хаим Фридман

Запись беседы с руководителем нашего поколения равом Аароном-Йеудой-Лейбом Штайнманом в его доме на исходе субботы перед праздником Шавуот 19 мая

Примирение

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Решение «вернуться» не означает побега от реальности или попытки найти опору в религии в тяжелый период жизни. Это здоровое и взвешенное заключение, к которому вполне может прийти любой человек.

Недельная глава Корах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Корах»

Тяжкий грех — говорить плохо обо всем еврейском народе. Хукат

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Каким образом Моше обвинил весь народ в бунте? Еврейский лидер всегда тщательно выбирал слова, это произошло и сейчас.

Давид. Бегство от Шауля

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Трижды за Давидом приходили посланцы Шауля, но при виде того, как Шмуэль обучает пророков, они ощущали схождение на них духа святости и присоединялись к ученикам Шмуэля.

Просьба о прощении

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Избранные комментарии на главу Корах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

За общественным протестом всегда скрываются конкретные лидеры. Важно уяснить себе, что движет этими людьми, забота о народе или личные амбиции.

Раби Цви-Гирш бар Арье-Лейб Левин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».

Ахия Ашилони

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Принадлежал к колену Леви. По свидетельству кабалистов, он был воплощением души праотца Авраама