Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нынешняя суббота — первая суббота после праздника Симхат-Тора, когда завершается и возобновляется годовой цикл чтения Торы. Она называется Шабат Берешит, по первой главе первой книги Пятикнижия. Напоминаем содержание главы: сотворение мира и человека, прегрешение Первого человека Адама и его жены Хавы и наказание, постигшее их; убийство их сына Авеля его братом Каином.

Что произошло с человеком и со всем миром после того, как Адам попробовал плод с Древа познания добра и зла? Что произошло, и что изменилось? Разве до этого человек не отличал добра от зла? Разве у него не было свободы выбора? Рамбама (Маймонида) спросили: «Как это: за нарушение получить великую награду — знание?». Как может быть, что Адам получил за нарушение запрета величайшую награду — разум, главное преимущество человека?

Рав Хаим Воложинер в своей книге Нэфеш а-Хаим отвечает на это: конечно, у Адама был выбор. Б-г создал человека, чтобы наделить свободой выбора. Такова была основная цель творения — создать того, кто сможет своими действиями заслужить награду, приготовленную для него Всевышним; кто не будет получать благо «бесплатно». А чтобы дела человека действительно могли считаться заслугами (или наоборот), ему необходима возможность выбрать добро или зло. Более того, мы видим, что человек осуществил свой выбор и нарушил приказ Всевышнего.

Но что это был за выбор? Человек был знаком со злом «теоретически». Он знал, что существует возможность выбрать зло, но никогда прежде ею не пользовался. Человек находился в другой зоне — абсолютно чистой. У него была лишь возможность войти в зону греха — как возможность протянуть руку в огонь. Теперь мы можем понять ответ Рамбама на вопрос: как может быть, что за нарушение человек получил великую награду? Ответ следующий: конечно, у человека и прежде было знание, разум. В этом величие человека, его основное отличие от других созданий. Он отличал истину от лжи, но не знал различия между добром и злом в той «форме», в какой знаем мы. Адам знал о возможности войти в зло, но зло находилось вне его. Мы же близко знакомы с обеими сторонами.

Рав Элиягу Деслер расширяет это объяснение в своей книге Михтав ми-Элиягу. Адам думал: я так далёк от зоны зла и получаю от Всевышнего великую помощь, — что мне стоит в этих условиях освятить Имя Всевышнего? Труд и усилия минимальны — как мои возможности. Войду в зону зла, выберу добро в иных условиях, превращу тьму в свет — вот это действительно будет освящение Имени! Действительно ли здесь было только желание максимально освятить Имя Всевышнего? Одно лишь духовное стремление стояло за этим?

По-видимому, не только. Пишет Рав Деслер: Адам думал совершить авера лэ-шем мицва (нарушение во имя исполнения заповеди). Но в действительности совершил нарушение под маской заповеди. В размышлениях Адама, нарушить или не нарушить приказ Всевышнего, главным, как будто, был чистый расчёт: в каком случае освящение Имени будет больше — в идеальных условиях, в состоянии чистоты, когда возможность выбрать зло минимальна? Или на более низком уровне, где человек и весь мир окажется после нарушения? Адаму показался верным второй ответ… Но в действительности внутренней причиной, по которой он выбрал зло, стало любопытство. К нарушению толкало любопытство: запретное, недоступное — интересно, привлекательно, заманчиво…

Адам думал, что входит в зону, где немного меньше света. Он не представлял себе, что входит в зону абсолютной темноты. Не представлял, в какую тьму введёт себя и весь мир. Зло вошло внутрь него, перемешалось с добром и в нём самом, и во всём мире. С этого момента стало очень трудно различить, где добро, а где зло. Уровень выбора стал совсем другим. Раньше зло шло извне: змей пришёл к человеку «снаружи» уговаривать преступить запрет. Сейчас зло находится внутри каждого из нас, и человек ощущает: «Мне хочется».

Иными словами, результатом действия Адама стало изменение всей природы человека и мира. Зло перестало быть лишь теоретической возможностью, стало реальностью. Возник тот мир, который мы знаем.


Гора Синай — гора, на которой Б-г даровал Тору еврейскому народу. Это событие часто называют «Синайским откровением». В Торе гора также называется вторым именем — Хорев. Во время дарования Торы у горы Синай еврейский народ ощущал мощнейшее по силе и глубине раскрытие Всевышнего Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Итро

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Кому можно доверять? Итро

Рав Бенцион Зильбер

Недельная глава «Итро». Что такое самоотверженность?

Рав Бенцион Зильбер

«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что Б-г сделал для евреев в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше,и внуками — детьми Моше. По совету Итро Моше выбирает мудрых и праведных людей из народа Израиля и назначает их руководителями над определенными группами евреев: тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Моше учит их законам Всевышнего, а они, в соответствии с этими законами, разбирают и решают все дела и проблемы в своих группах. На третий месяц по исходе из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше передает народу слова Всевышнего: «Если вы будете слушаться Моего голоса и соблюдать Мой завет,.. вы будете у Меня царством священнослужителей и народом святым» (Шмот, 19:5—6). Народ отвечал, что исполнит все слова Всевышнего. Два дня евреи готовятся к принятию Торы, а на третий день Г-сподь является всему народу на горе Синай. Происходит величайшее событие в истории евреев и всего человечества — получение Торы.