Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Горе тому, кто облечён властью, ведь она хоронит тех, кто ею обладает»Вавилонский Талмуд, Псахим 87 б
Почему хорошему человеку посылают дурные сны, и как это связано с наградой в Грядущем мире

«Десятый день», канун святого Шаббата Раскаяния, да удостоимся мы возвратиться на пути раскаяния.

Уважаемому раввину, почитаемому мудрецу, коронованному венцом Торы, законоучителю в…

Недавно я вернулся после летнего отдыха на даче и возношу благодарение Б-гу за то, что мне стало немного лучше, ибо этим летом я сильно страдал от болезни, да не случится такого с вами. Это пожелание нужно произносить именно таким образом, а не так, как делают многие: «не про вас будь сказано»[86], поскольку в Писании оно встречается именно в такой форме (с буквой «алеф», а не с буквой «айн»). И вот, я слышал от имени Виленского Гаона, благословенной памяти, что не следует выпускать из-под своего пера ни одного неверного слова, чтобы мудрец Торы никогда не совершил ошибку. Поэтому я привел это разъяснение. Из него следует вывод о том, насколько нужно стремиться отдаляться от лжи. Ведь для закона не имеет значения форма произнесения благословения, поэтому Гаон имел в виду только избегание неправды, как сказано: «приучили свой язык говорить ложь, грешат до изнеможения»[87], поскольку ошибка тоже является отклонением от истины. Поэтому я внимательно слежу за тем, чтобы говорить и писать в точности так, как это приводится в Писании и в изречениях наших мудрецов. Ведь именно из этого стиха книги Эйха учителя Талмуда вывели: «Поведать другим о своем несчастье — заповедь Торы»[88]. И вот, я решил обсудить это подробно, чтобы показать, что даже «обычная беседа наших учителей достойна тщательного изучения», ибо мудрость — основа всех их слов, идет ли речь о законе, исполнении заповедей или о качествах души. Но я не могу остановиться на этом более подробно; и наделенный пониманием сам сделает вывод о вознесенности Учения Мусар, а сейчас время быть кратким[89].

Да удостоитесь вы все хорошего и сладкого года и записи в Книгу жизни и благословления! Великий мудрец Яавец объяснил, что людям нужно желать пропитания из руки Всевышнего, а не, упаси Б-г, в счет награды за заповедь. Наш учитель, благословенной памяти, всегда подчеркивал в Дни Трепета, что человек должен стремиться к тому, чтобы приносить пользу другим людям. Это мы и имеем в виду, произнося в молитве: «И запиши нас в Книгу жизни ради Тебя, Б-г жизни»[90]. Мы просим о жизни ради Всевышнего, иначе может оказаться, что человек израсходует всю свою награду за исполненные им заповеди на блага этого мира. Но если его жизнь посвящена служению Б-гу, то пропитание ему даруется с Небес и он не растрачивает на это своих заслуг и не уменьшается его доля в Грядущем мире: ведь его жизнь нужна не только ему самому. На это обращал особое внимание наш учитель, благословенной памяти.

Вчера мы много говорили об этом и подчеркнули, насколько заблуждается большинство людей, желающих удостоиться хорошего года, полного наслаждений этого мира, однако при этом не представляющих себе как дорого обходится проживание в такой «гостинице»[91]. Кто знает, какой счет им будет предъявлен в Грядущем мире не только за все разнообразные полученные им удовольствия, но даже за стакан воды? И мы разъяснили это очень подробно. И вот что я слышал от моего господина, отца и учителя, благословенной памяти: «И воду по мерке будешь пить»[92], — даже воду пей в меру, а не сколько захочется, без ограничения. Мы привели комментарий Раши в трактате Брахот: «Хорошему человеку посылают дурной сон». Раши объясняет: «Чтобы он начал беспокоиться и не грешил, и его тревога привела его к искуплению грехов». «А плохому человеку, — продолжает Талмуд, — посылают хороший сон». Раши объясняет: «Чтобы порадовать его и лишить награды в Грядущем мире»[93]. И если в этом мире даже приятные сновидения могут стать причиной уменьшения награды в Грядущем мире, то уж тем более это касается всевозможных наслаждений, которых он осознанно вожделеет. Видите, уважаемый, сколь глубоко следует изучать слова нашего учителя, благословенной памяти. И насколько глупы люди, которые все свои дни превращают в праздники! Увы, увы!

Поэтому цель своей жизни человек должен видеть в служении Всевышнему. Сказано в Торе: «Проклят тот, кто не поднимет слова этой Торы, чтобы исполнить их, и скажет весь народ: амен»[94]. Отмечают наши мудрецы: «Это проклятие относится к каждому, кто в состоянии поддержать Тору своей душой или имуществом, но не делает этого»[95]. И вот, «благодеяние Всевышнего больше, чем Его наказание»: человек, поддерживающий Тору, удостаивается во много раз больших благословений, чем получает наказаний оставивший ее[96]. Прекрасен удел поддерживающих Тору и трепещущих перед Небесами, и да заслужат они благословения: «Имущество и богатство в доме его, и его праведность сохранится навеки»[97], то есть в Вечном мире, а их успех в этом мире будет для них даром от Б-га.

В канун святого Шаббата Раскаяния, да удостоимся мы окончательного оправдательного приговора в Небесном Суде, по словам Барайты из Дома Учения рабби Ишмаэля: «Человека судят в Рош Ашана, а его приговор запечатывают в Йом Кипур». Да будет Его воля, чтобы нам было благо среди Общины Израиля, ибо еврейскому народу непременно будет благо, как написано в Туре (раздел Рош Ашана): «Кто подобен этому народу, знающему своего Б-га, Его обычаи и законы? В мире принято, что в ожидании суда человек облачается в черное, отпускает бороду и не стрижет ногтей, ибо не знает, как сложится его судьба. Но не так поступают сыновья Израиля: перед Рош Ашана они облачаются в белое, подравнивают бороды, стригут ногти, едят, пьют и радуются, ибо знают, что Всевышний явит им чудеса и склонит их приговор к оправданию»[98].

На первый взгляд, это противоречит словам Талмуда о том, что «В Рош Ашана раскрыты три книги; для записи полных нечестивцев, полных праведников и средних…»[99] Однако, идея Тура состоит в том, что всей Общине Израиля в целом предвещено, что ее приговор будет к добру. Поэтому если человек является частью своего народа, живет не для себя, а помогает многим людям, то получается, что в нем нуждается Община Израиля, вместе с которой он несомненно удостоится блага!


[86] Эйха 1:12.

[87] Ирмеягу 9:4.

[88] Сангедрин 104б.

[89] «В человеке есть такие недостатки, от которых он избавляется, исполняя заповеди; есть такие, от которых может освободиться только благодаря изучению Торы; а есть и такие, от которых он может очиститься только если следит за тем, чтобы исправить свои качества с помощью Мусара, чтобы отделить пути добра от путей зла». (Виленский Гаон, Совершенная мера, гл. 1).

[90] Вставка в молитве «Шмоне Эсре», произносимая в Дни трепета между Рош Ашана и Йом Кипур.

[91] Саба из Кельма часто рассказывал следующую притчу: «Этот мир похож на дорогую гостиницу, где каждый гость может заказать любое угощение и получить любое удовольствие, однако в конце, когда он будет покидать эту гостиницу, ему предъявят счет за каждую предоставленную услугу, и кто знает, сможет ли он его оплатить?» — Примечание редактора.

[92] Авот 6:4.

[93] Брахот 55б.

[94] Дварим 27:26.

[95] Рамбан, Дварим 27:26.

[96] См. гл. 64 этой книги.

[97] Теилим 112:3.

[98] Тур, «Орах Хаим», гл. 581.

[99] Рош Ашана 16б.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Какие заповеди предписывает Тора и наши мудрецы по отношению к своим близким? Кого вообще считать родственником, а кого — нет? Читать дальше