Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Цдака, Хесед, Мирьям Климовская, Рассказы
Рабби Менахем-Мендл из Риманова сидел в окружении учеников, когда в дом учения вошел нищий. Одним своим видом бедняга вызывал жалость у окружающих: одежда — лохмотья, состоящие сплошь из заплат, бледный и тощий — кожа да кости. Увидев его, рабби Менахем-Мендл шепнул своему служке, чтобы тот зашел в его кабинет и достал из кармана его сюртука золотую монету. Когда служка принес монету раву, тот сразу же отдал ее нищему. Бедняк очень обрадовался такому крупному подаянию — это было больше, чем он мог даже мечтать! Счастливый, он покинул бейт-мидраш.
А рабби Менахем-Мендл, спустя какое-то время размышляя над произошедшим, расстроился. Он понял, что, давая деньги нищему, делал это лишь из жалости и не думал о том, что в этот момент выполняет заповедь благотворительности. А ведь благотворительность — цдака — заповедана нам самим Всевышним, и исполняя эту заповедь, мы должны делать это ради Его Имени! В недельной главе Торы Трума сказано: «И возьмут Мне приношение», и великий комментатор Пятикнижия Раши объясняет такой странный оборот (не «дадут», а «возьмут»): «Мне (из того, что и так принадлежит Всевышнему) — ради Моего Имени».
Рав позвал своего служку и попросил его найти этого нищего и привести к нему. Тот бросился выполнять поручение и вскоре обнаружил бедняка на рынке. Услышав, что рав зовет его к себе, тот испугался, решив, что рав дал ему золотой по ошибке, и теперь, обнаружив подмену, собирается отнять золотой и дать взамен мелкую монету. Грустный, пошел он обратно к раву. Каково же было его изумление, когда рав не только не забрал у него свой золотой, но и выдал еще один! Когда к нищему вернулся дар речи, он набрался смелости и спросил раввина: «Рабби, если вы собирались дать мне два золотых, то почему не дали их сразу? Ведь я очень расстроился, когда подумал, что вы обнаружили, что дали эту монету по ошибке, и хотите забрать ее обратно!» Рав ответил:
«Написано в главе Реэ: “Давая, дай ему”. Почему слово “дать” используется дважды? Чтобы научить нас, что, если сначала мы помогаем бедному исключительно из жалости, надо дать ему еще раз — ради исполнения заповеди. Поэтому я и дал тебе деньги два раза. И сказано также: “Пусть не будет тебе плохо на сердце, когда будешь давать ему”. Когда человек дает в первый раз, его сердце переполняют жалость и сочувствие к несчастному. А потом, когда его сердце успокоится, он сможет уже следить за тем, чтобы выполнить заповедь как положено».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению