Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Важный принцип цдаки, или история о нищем и раби Менахеме-Мендле из Риманова

Рабби Менахем-Мендл из Риманова сидел в окружении учеников, когда в дом учения вошел нищий. Одним своим видом бедняга вызывал жалость у окружающих: одежда — лохмотья, состоящие сплошь из заплат, бледный и тощий — кожа да кости. Увидев его, рабби Менахем-Мендл шепнул своему служке, чтобы тот зашел в его кабинет и достал из кармана его сюртука золотую монету. Когда служка принес монету раву, тот сразу же отдал ее нищему. Бедняк очень обрадовался такому крупному подаянию — это было больше, чем он мог даже мечтать! Счастливый, он покинул бейт-мидраш.

А рабби Менахем-Мендл, спустя какое-то время размышляя над произошедшим, расстроился. Он понял, что, давая деньги нищему, делал это лишь из жалости и не думал о том, что в этот момент выполняет заповедь благотворительности. А ведь благотворительность — цдака — заповедана нам самим Всевышним, и исполняя эту заповедь, мы должны делать это ради Его Имени! В недельной главе Торы Трума сказано: «И возьмут Мне приношение», и великий комментатор Пятикнижия Раши объясняет такой странный оборот (не «дадут», а «возьмут»): «Мне (из того, что и так принадлежит Всевышнему) — ради Моего Имени».

Рав позвал своего служку и попросил его найти этого нищего и привести к нему. Тот бросился выполнять поручение и вскоре обнаружил бедняка на рынке. Услышав, что рав зовет его к себе, тот испугался, решив, что рав дал ему золотой по ошибке, и теперь, обнаружив подмену, собирается отнять золотой и дать взамен мелкую монету. Грустный, пошел он обратно к раву. Каково же было его изумление, когда рав не только не забрал у него свой золотой, но и выдал еще один! Когда к нищему вернулся дар речи, он набрался смелости и спросил раввина: «Рабби, если вы собирались дать мне два золотых, то почему не дали их сразу? Ведь я очень расстроился, когда подумал, что вы обнаружили, что дали эту монету по ошибке, и хотите забрать ее обратно!» Рав ответил:

«Написано в главе Реэ: “Давая, дай ему”. Почему слово “дать” используется дважды? Чтобы научить нас, что, если сначала мы помогаем бедному исключительно из жалости, надо дать ему еще раз — ради исполнения заповеди. Поэтому я и дал тебе деньги два раза. И сказано также: “Пусть не будет тебе плохо на сердце, когда будешь давать ему”. Когда человек дает в первый раз, его сердце переполняют жалость и сочувствие к несчастному. А потом, когда его сердце успокоится, он сможет уже следить за тем, чтобы выполнить заповедь как положено».

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


В иудаизме существует особое понятие «Дерех эрец» (буквально означает «путь [людей] страны», «мирской обычай», то, что принято в обществе) — совокупность норм поведения, продиктованных человеческим разумом, которые служат благу человечества и нормальному функционированию общества. Именно такое поведение мы называем правильным еврейским поведением, которого и следует придерживаться с точки зрения иудаизма Читать дальше