Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Саранча в древнем Цфате. Из жизни каббалиста рабби Ицхака Лурии Ашкенази

Однажды святой праведник Аризаль (раби Ицхак Лурия Ашкенази, величайший каббалист, живший в Цфате в XVI веке) сидел в синагоге, объясняя тайны Торы своим ученикам. Вдруг он прервался и воскликнул: «Благословен Судья праведный! Я услышал голос, провозглашающий, что Высший Суд постановил: наш город ждет невероятное по размерам нашествие саранчи, которая уничтожит всю растительность, все плоды садов и полей! И все это постигнет нас из-за мудреца Торы р. Якова, чьи страдания от нищеты уже дошли до крайности, так что праведник предъявляет претензии Святому, благословен Он! Владыка Вселенной намерен сурово наказать весь город за то, что своим равнодушием мы допустили, чтобы праведник дошел до такого состояния!»

Сказав это, Аризаль обратился к своим ученикам: «Давайте же, братья мои, соберем для нашего бедного товарища денег, каждый выделит сколько сможет, и кто-нибудь из нас купит ему еды, чтобы поскорее утолить его голод, а оставшиеся деньги отдадим р. Якову, чтобы он мог купить все, что ему необходимо».

Один из учеников Аризаля, р. Ицхак, вызвался исполнить эту заповедь. Он взял собранные деньги, поспешил на рынок, купил там разной еды и пришел к дому бедняка. Придя к р. Якову, р. Ицхак увидел, что тот распростерся на полу, оплакивая свою горькую долю. Р. Яков зарабатывал тем, что черпал из источника воду глиняными кувшинами и разносил ее по домам евреев, живущих в Цфате. Заработанных грошей ему едва хватало на жизнь. Но в то утро случилось несчастье: глиняные сосуды р. Якова разбились, и он не смог заработать себе на еду! Увидев это, р. Ицхак зашел в дом, помог бедняку подняться с пола, усадил его за стол и поставил перед ним купленные кушанья. Остальные деньги р. Ицхак отдал р. Якову, чтобы тот купил себе новые кувшины и смог обеспечивать себя в дальнейшем. И сказал ему р. Ицхак: «Прошу тебя, раби, помолись Святому, благословен Он, чтобы Он отвел беду от жителей города. Ибо из-за того, что не помогли тебе в нужде, ожидает Цфат страшное нашествие саранчи, которое может оставить весь город без пропитания. И постарайся впредь не роптать на Всевышнего». Праведник тут же взял на себя обязательство принимать все испытания с любовью и принялся молиться со слезами, умоляя Всевышнего простить ему этот грех и пощадить город.

После этого р. Ицхак вернулся в ешиву и рассказал обо всем, что произошло. Аризаль сказал:

«Знайте же, что в заслугу доброго дела, которое мы сделали, страшный приговор отменен, слава Всевышнему!» И все присутствующие вернулись к своей учебе.

В тот же день, спустя короткое время, жители Цфата увидели огромное облако саранчи, поднявшееся над границами города. Саранчи было так много, что она закрыла все небо, и в городе стало темно. Ученики Аризаля испугались, но учитель сказал им: «Не бойтесь! Небеса уже сжалились над нами, просто саранча еще не знает, что приговор отменен». И действительно, вскоре поднялся сильнейший ветер и отнес все облако саранчи в Средиземное море. Ни одно из этих насекомых не опустилось на землю в пределах Цфата! С тех пор жители Цфата с большим вниманием относились к нуждам бедняков, и особенно — р. Якова, чья обида чуть не привела на город беду.

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.