Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Рахав, Добрые дела, Книга Йеошуа, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Община
Моему дорогому сыну…
К сокрушению моего сердца, ко мне пришло известие о том, что ты перенес… Да ниспошлет тебе Всевышний в Своей безграничной милости полное исцеление среди всей Общины Израиля, чтобы ты мог оказывать добро многим людям, как я тебя всегда и просил…
Именно об этом мы говорили после вечерней молитвы: поразительно, как много значат добрые дела, совершенные даже ради всего нескольких человек! Блудница Рахав оказала милость двум людям, но они были посланниками всего народа, и ей это засчиталось за милосердие по отношению ко всей Общине Израиля[52]. Не будь это так, как бы они могли дать ей клятву от имени всего Израиля, что при завоевании Йерихо никто не причинит вреда ее семье? Обоснование этой клятвы очевидно: поскольку разведчики пришли в этот город, будучи посланцами Общины, Рахав тем самым оказала добро всему избранному народу. Из этого мы видим, сколь важно действовать ради многих!
И еще мы обсуждали в Доме Учения: что означает понять некую тему, охватив ее целиком. Все семь народов Кенаана знали то же, что и Рахав: «Ибо мы слышали, как иссушил Г-сподь перед вами воды Красного моря, когда вы вышли из Египта, и как вы поступили с двумя эморейскими царями за рекой Ярдэн, с Сихоном и с Огом, которых вы победили. И услышав это, оробели наши сердца, и ни в ком не стало духу противостоять вам, ибо Г-сподь, Б-г ваш, есть Б-г на Небесах вверху, и на земле внизу»[53]. Но ведь и царь Йерихо тоже слышал об этом. Почему же он, тем не менее, решился преследовать разведчиков? Ведь даже если бы он их настиг, разве могло что-либо воспрепятствовать Б-гу в их спасении?! И нет сомнения, что именно ясность мышления привела Рахав к глубокому постижению происходящего — и «пойди и посмотри», сколь велика награда, которую она получила за восприятие истины чистым сердцем! Эта женщина была блудницей сорок лет, но благодаря тому, что смогла воспринять эти непостижимые события незамутненными чувствами, она удостоилась присоединиться к еврейскому народу и даже стать женой Йеошуа — второго человека в народе Израиля после Моше рабейну! Более того, она удостоилась того, что среди ее потомков было восемь великих пророков-коэнов. И даже пророчица Хульда происходит от нее[54]!
Поразительно, сколь безграничную награду дает человеку доброе чувство. Рахав была милосердна к посланникам Общины Израиля и удостоилась стать женой человека, стоявшего во главе народа, и среди ее потомков были великие пророки в Израиле. Подобным образом Всевышний отблагодарил нашего праотца Авраама за беспримерное гостеприимство, оказанное им ангелам Б-га. За то, что Авраам сделал для них сам, Всевышний воздал его сыновьям Сам, а за то, что он осуществил через посланника, Он, благословенный, тоже воздал через посланника. А заслуга Рахав была столь существенна, что об этом подробно повествует Танах[55] и глубоко изучает Талмуд[56]. И я был всем этим необычайно восхищен!
Да удостоишься ты вечной жизни, твой отец, благословляющий тебя…
[52] См. Йеошуа, гл. 2.
[53] Йеошуа 2:10-11.
[54] Потомком Рахав также был глава поколения разрушения Первого Храма в Иерусалиме — пророк Ирмеягу. — Примечание редактора.
[55] См. Йеошуа, гл. 1.
[56] См. Мегила 14б.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению