Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Изучение Торы, Древо Познания, Онег Шабат, Рав Эуд Авицедек
«…и не время молитвы. Ведь о будних днях сказано (Брахот 21): “Лучше бы человек молился целый день”, а в субботу добровольная молитва (недава) запрещена. Да и в обязательных молитвах, которые мудрецы установили вместо жертвоприношений, они пропустили все 12 благословений в середине, в которых мы просим о своих потребностях, — ведь в субботу им не время» (раби Цадок аКоэн).
По мнению Рамбана, обязанность молитвы из Торы есть только во время бедствия: «Это подобно сказанному в Торе: “Когда пойдете на войну в вашей стране с врагом, притесняющим вас, — трубите в трубы, и будете вспоминаемы перед Господом, Богом вашим”. И это заповедь: при подходе общинного бедствия возопить перед Ним в молитве и трублении». В субботу же — «не вопиют и не трубят ни о какой беде» (Шулхан арух 288).
Основная суть молитвы — это просьба о своих потребностях, предстояние нуждающегося перед Творцом и просьба о восполнении недостающего в материальном и в духовном. Суббота, источник благословения, относится к тайне того Дня, который «весь добро», и нет в нем никакого недостатка. Молитвы в субботу — прославление и восхваление Всевышнего, — ведь в этом суть души, у которой нет никакого недостатка». «Всякая душа будет прославлять Господа».
«Этот день — день душ, и потому прославляют Всевышнего восхвалениями души» (Зоар).
Рав Шешет, когда толковал Тору в субботу, сажал учеников в место, куда придет солнце, чтобы им стало жарко, и они ушли… Рав Зейра, когда видел учеников, сидящих парами и занимающися Торой, подходил к ним и говорил: «Прошу вас, не нарушайте субботу! Идите и займитесь субботними удовольствиями» (Шабат 119 и Раши там).
«Мудрецы Торы должны в субботу больше обычного получать удовольствие от еды и питья» (Рама, Орах Хаим 290). «И даже большие мудрецы, такие как раби Йоханан и Рейш Лакиш, изучали книги агады (повествовательной части устной Торы) в субботу. Почему они делали это в субботу, а не в будни? Мы должны сказать, что обычное изучение Торы вошло бы в противоречие с заповедью наслаждаться субботой, а агада привлекает человека» (Маараль).
«После утренней трапезы изучают книги пророков и толкуют агаду» (Шулхан Арух).
Раби Цадок аКоэн подробно объясняет данный вопрос. «Для тех, кто напряженно трудится в постижении Торы, такие занятия в субботу названы “нарушением”. Потому что в этом их труд и усилия все дни недели. И следует отдохнуть от этого в субботу, что и будет отдохновением от труда в будние дни. Но не то чтобы они предались безделью или занялись едой, вином и телесными удовольствиями — несомненно, лучше заниматься Торой. Но если мысли человека в будние дни погружены в Тору, и он прилеплен к Всевышнему через Тору, в субботу, когда настает время поднятия миров, есть более высокая ступень, чем изучение Торы трудом уст. Он сможет прилепиться к свету лика Царя и объединиться с источником своей жизненной силы и Божественной души… Тогда в их силах достичь высоких ступеней и раскрыть тайны Торы в своем сердце; такие тайны, что невозможно выразить их словами…
В этом и заключается получение награды субботнего дня, который подобен Грядущему миру, за деяния человека на протяжении шести будних дней. Все наслаждение Грядущего мира — это наслаждение сиянием Шехины (Божественного присутствия), и таким образом можно удостоиться одной шестидесятой Грядущего мира в субботу… Об этом и сказано: “Свой мир увидишь ты при жизни” — несомненно, речь идет о субботнем дне, когда можно достичь чего-то подобного Грядущему миру: наслаждения сиянием Шехины. Каждый человек, в соответствии с его трудом в будние дни, достигает наслаждения в субботу, когда будет отдыхать от того труда».
«…в тот день, когда Господь даст тебе покой от мук твоих и гневной досады твоей» (Йешая 14:3) — этот стих говорит о субботнем дне, когда человек перестает противостоять обвинителю и воевать со своим дурным началом.
В субботу душа получает особый свет и приподнимается над ничтожеством негативных качеств и низких страстей. Обладатели тайной мудрости передали нам, что в этот святой день не следует затевать войну с собственным дурным началом: «Мы знаем, что невозможно всегда вести себя в соответствии с этими высшими качествами (милосердия), поскольку есть и другие качества, относящиеся к низшим категориям суда, в которых человек тоже должен совершенствоваться, как мы объясним ниже. Однако есть определенные дни, когда гвурот (качества суда) не действуют, и люди в них не нуждаются, поскольку тогда властвует качество Кетер, а есть часы, когда Кетер необходим. В эти периоды нужно пользоваться вышеперечисленными качествами. А другие, более строгие качества, хотя они и необходимы для служения Всевышнему в свое время, в те периоды не следует проявлять: поскольку свет Кетера подавляет их [в высших мирах], человек тоже не должен использовать их. Например, в субботу, когда мир услащается в соответствии с тайной онега (субботнего наслаждения), нужно проявлять все эти качества Кетера, чтобы открыть источники в высших мирах (Раби Моше Кордоверо, Томер Двора гл.2).
Так мы приняли от святых мужей: “Шесть дней трудись в принуждении (дурного начала), а субботу — в обратном” (Зоар). Труд шести дней заключается в том, чтобы навязать дурному началу власть доброго начала, а в субботу они “заключают мир” — совершенство соединения души с телом без спора и ссор. В субботу дурное начало тоже превращается в добро: “Всевышний приказал нам получать наслаждение от еды и питья (в субботу), и это свято, как было свято съедение частей жертв коэнами” (Гаон, Адерет Элияу). “Известно от Аризаля, что трапеза в субботу, даже если она происходит для чревоугодия и набивания брюха, — нет в ней отходов и примеси зла, ибо все в святости” (раби Цадок аКоэн).
Корень низшей субботы — в “верхней субботе”, Субботы Грядущего, дня, когда само зло перевернется и раскроется как “хорошо весьма”.
Итак, в основе всех различий между служением в шесть будних дней и служением в субботу лежат слова Мудрецов: “В субботу властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла. И постановили, что не пользуются деревом никоим образом” (ТикунейЗоар).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»