Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шесть дней трудись и делай всякую работу свою. Это говорит о том, что все шесть дней ты можешь сочетать служение Всевышнему с выполнением всей своей работы, подобно праотцам

А в седьмой день — воздерживайся от работы

«Но во время царицы-Субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Тикуней Зоар). Суббота относится к тайне «Того Дня» — Грядущей Субботы, дня, когда для зла не будет реальности в мироздании. В субботу, дню, подобному Грядущему миру, нет места для работы по выявлению и отбору добра и зла, происходящей в будни. Но мы должны понять, в чем же заключается форма служения в этот день — по отношению ко всем задачам, объясненным выше.

Ведь мы находимся в мире служения, и суббота тоже относится к миру действия. Вместе с тем, оттенок будущей награды бросается в глаза во всех аспектах служения в этот день. Ведь суббота — день, когда «властвует Древо Жизни».

Запрет работы

Этот вопрос очевиден и прост, ведь суть 39 видов работы в будние дни — исправить мироздание, чтобы оно стало инструментом для служения праведником Богу. В субботу, когда внутренний свет всех инструментов-сосудов прорывается и сияет, нет места для занятия исправлением инструментов.

Данное указание дано каждому еврею в зависимости от его уровня: «Рабочие и домохозяева, которые не занимаются Торой все дни недели, должны больше заниматься Торой в субботу» (Рама, Орах Хаим 296). «Простолюдины, занимающиеся физическим трудом и материальными потребностями, ощущают святость субботнего дня уже в простом отдыхе тела от работы. Все дни недели у него не было времени задуматься о служении Всевышнему, богобоязненности и Торе, о цели его прихода в этот мир; а в субботу ему следует пробудиться от сна и ощутить, что душа его жива. О таких людях в особенности сказали Мудрецы, что субботы и праздники даны только для занятия Торой» (раби Цадок аКоэн).

Но даже и по отношению к праведнику: «Шесть дней трудись и делай всякую работу свою. Это говорит о том, что все шесть дней ты можешь сочетать служение Всевышнему с выполнением всей своей работы, подобно праотцам, которые служили Всевышнему и при этом пасли скот и занимались другими материальными делами. Но седьмой день — суббота, он весь будет принадлежать Господу, Богу твоему, и не делай в него никакой работы вообще. Так я слышал от имени Рамбама» (Рабейну Бехайе, Шмот 20:9). Рамбам объясняет достоинство служения Всевышнему «со всей своей работой»: «Когда человек достигнет — посредством истинных постижений и радости от постигнутого — того, что он будет беседовать с людьми и заниматься потребностями своего тела, а его разум в этот момент будет с Всевышним, и Он всегда будет в его сердце, несмотря на то, что тело его — с людьми… Подобно тому, как сказано в аллегории Песни: “Я сплю, но сердце мое бодрствует. Голос Друга моего стучит…” На этой ступени и находились также Праотцы… Они занимались общением с людьми, умножением имущества и скотом… и когда выполняли эти действия, они делали это только органами тела, а их сердце и разум не отходили от Всевышнего» (Путеводитель растерянных, ч.3 гл. 51).

Однако же в субботний день, который «день душ, а не день тела» (Зоар), нет места для занятий, связанных с «инструментами», для работы над материей. Седьмой день весь «будет для Господа, Бога твоего».

Прекращение трудной работы — это исполнение заповедей

«А те, кто трудятся в служении Всевышнему, в Его заповедях и Торе — тоже отдыхают в святую субботу от работы, ибо тогда не время выполнять большую часть заповедей» (Раби Цадок аКоэн). В субботу большинство заповедей не исполняются. Это особенно заметно на фоне того, что все субботние заповеди не связаны с физическим действием; большинство их — запреты, а повелительные заповеди — лишь обязанность прекращения работы и обязанность помнить день субботний, выполняемая мысленно и устно.

Попробуем проанализировать корни данной концепции. «Ибо свеча — заповедь, а Тора — свет» (Притчи 6:23). Все заповеди имеют своей целью очистить материальность тела… но суббота — это подобие Грядущего мира, она относится к категории «света Торы». (Сфат Эмет). Суть заповедей, которые мы исполняем через физическое действие материальными инструментами, — это соединение материального с духовным. Поэтому заповедь уподоблена свече: это материальный предмет, на котором пребывает огонь. Заповеди освещают мир материальности и придают ему внутреннее духовное содержание. Тора же уподоблена свету, поскольку она полностью духовна.

Наши учителя объясняют, что если бы Адам не согрешил, то он находился бы в Саду Эдема и исполнил бы свою обязанность «обрабатывать и хранить» его через выполнение повелительных и запретительных заповедей духовным образом. ( Шней лухот аБрит). Но после греха Тора спустилась вместе с ним, чтобы раскрыться в соответствии с его новым уровнем. Это открытие Имени Всевышнего посредством материальных заповедей. Это и есть «кожаные одежды», в которые оделись Адам и Хава после греха: облачение в 248 заповедей, чтобы осветить 248 органов тела. (Сфат Эмет). Суббота же — «день душ, а не день тела». Ее заповеди, в основном, находятся не в мире физического действия. «Святость субботы связана с тайной мира Мысли». (Шла). Мир души относится к категории Грядущего мира. «Сказано, что в будущем Всевышний извлечет солнце из его чехла, что намекает на раскрытие Торы, которая в нашем мире облачается в известные нам сочетания букв и в материальные заповеди. Но в будущем раскроется суть Торы — Имена Всевышнего, а в субботу есть нечто подобное этому» (Сфат Эмет). Мы обсудим эти концепции подробнее в размышлениях «Суббота Адама», «Помни и храни», «День душ».


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Каменное сердце Фараона. Глава Ваэра

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.