Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две главные причины, способствующие развитию тревожности, фобий и страхов: отсутствие доверия к Б-гу, насилие на ТВ

В последнее время все активнее обсуждается вопрос — почему в современном обществе так часто встречаются различные страхи и фобии. Кажется, в прежние времена было больше причин для страха, которые не перерастали в фобии, а, наоборот, становились отправной точкой для бесстрашия. Мы знаем множество примеров тому, как евреи шли на смерть, чтобы избежать позора; как люди любой национальности рисковали жизнью, чтобы спасти тех, кто в опасности; как шли в бой почти без оружия и не сдавались до конца.

Теперь же один боится прикосновения птичьих перьев, другой — клоунов, третий — туманов, четвертый — золота… Всего зафиксировано более 1000 видов различных фобий, о которых раньше и не слышали и даже представить не могли, что этого можно бояться!

Ученые по-разному объясняют этот феномен. Один профессор, например, считает, что в Израиле люди всего боятся из-за угрозы терактов и обстрелов со стороны Газы. Другой утверждает, что современный мир — действительно, опасное место, и многие страхи вполне оправданы. Третий думает, что в наше время просто стало модно говорить о своих фобиях — ведь это отражает твою индивидуальность и делает тебя непохожим на других!

Рав Замир Коэн пишет, что в нашем поколении есть две главные причины, способствующие развитию тревожности, фобий и страхов. Во-первых, в предыдущих поколениях все поголовно евреи воспитывались таким образом, что вера в Б-га и доверие к Б-гу буквально впитывались с молоком матери. А чем больше доверия к Вс-вышнему испытывает человек, тем он спокойнее и тем меньше он чувствует страха.

Когда человек действительно чувствует, что все, что делает Б-г, к лучшему, — он не беспокоится, потому что знает, что находится в хороших руках. «Ло ира ра, ки ата имади — не убоюсь зла, ибо Ты со мной» — каждую субботу поем этот Псалом, но насколько эти слова проникают в каждое сердце?..

Другой фактор, который способствует страху в нашем поколении, — это просмотр насилия по телевизору и в Интернете. Ребенок, регулярно смотрящий фильмы, к возрасту бар-мицвы станет свидетелем убийств, агрессии, жестокости, предательства и зла тысячи раз!

Родители Хаи всегда настаивали на том, чтобы дети не смотрели американских фильмов, которые совершенно очевидно несут чуждую идеологию и вкладывают в головы детей неподходящие мысли. «Только хорошее кино! Только советские мультики!» Когда Хае было лет десять, она посмотрела вместе с родителями британский фильм «Джейн Эйр». «Какая игра актеров! Какие чистые чувства!» — восхищались папа и мама. Хая следила за сюжетом, затаив дыхание.

Только через несколько недель родители стали замечать, что Хая не запирает дверь ванной, когда купается, вскрикивает, если к ней подходят, не слишком громко топая, а когда старшие братья куда-то идут, увязывается за ними, хотя всегда любила почитать в тишине пустого дома.

Оказалось, что, узнав из фильма, что в доме месяцами можно прятать сумасшедшую женщину, Хая стала подозревать, что в их доме тоже кто-то прячется. А проведя обыск всех доступных комнат и убедившись, что никого там нет, стала бояться, что преступники заберутся в ванную через технический балкон — поэтому она «предусмотрительно» оставляла дверь открытой, чтобы вовремя от них убежать…

Вс-вышний вложил в каждого из нас способность противостоять определенному объему напряжения, стресса, давления и даже насилия. Но в какой-то момент это напряжение достигает той высшей точки, с которой наша душа уже не может справиться, — и тогда возникает эффект соломинки, ломающей хребет верблюду.

Неужели в нашем времени больше отрицательных эмоций и переживаний, чем во времена инквизиции, крестовых походов, мировых войн?

Да, больше. И связано это, в первую очередь, с тем, что переживания, которые мы испытываем, читая книгу или слушая музыку, настолько же реальны, насколько переживания по поводу событий нашей собственной жизни. Чем больше в мире информации, тем большему стрессу подвергается каждый из нас. Поговорка «меньше знаешь — крепче спишь», при всей своей циничности, тем не менее, абсолютно верна.

Если до изобретения книгопечатания люди переживали только по поводу того, что касалось их собственной жизни и жизни ближайших соседей и родственников, то, начав читать художественную литературу, они стали переживать и за литературных героев, как за хороших знакомых, следя за перипетиями их жизни.

Театральные постановки, телепередачи и кинофильмы способны еще более агрессивно внедряться в души людей, и герои фильмов, включая детоубийц, насильников, похищенных девушек, брошенных жен, годами могут блуждать по нашему сознанию, порождая вопросы: «А что если и со мной это случится? А если с моими детьми?..»

Михаил пишет: «Я заметил эту особенность в себе совершенно случайно. Как-то у нас в городе объявили штормовое предупреждение, показав пару кадров с упавшими на машины деревьями и поломанным гаражом-ракушкой… Шквалистого ветра в тот день не было — синоптики ошиблись. Но на следующий день я на всякий случай решил не выходить из дома. В другой раз вышел на улицу, подул сильный ветер — и у меня перехватило дыхание, потемнело в глазах, а очнулся я в больнице. Врачи сделали анализы, но развели руками, так как патологии в моем организме не обнаружили. С тех пор я заметил, что если ветер сильнее среднего, то мне становится плохо».

С изобретением радио (а позже — телевидения) всем радиослушателям, включая детей, стала доступна, вне зависимости от их желания (потому что зачастую радио работает фоном), информация об убийствах, грабежах, изнасилованиях, террористических актах, государственных переворотах, происходящих в самых отдаленных точках планеты. Эмпатия и сочувствие к пострадавшим перемешивается в головах вольных и невольных радиослушателей с ранее неведомыми страхами, и вот уже ночами нас мучают кошмары, а утром, заходя в автобус, мы оглядываемся в поисках потенциальных террористов.

Интернет и вовсе стер всякие пространственные и временные границы. Теперь при поиске в глобальной сети чего бы то ни было, человек находит новую порцию страхов. Ищете лекарство — найдете десяток историй, как это лекарство привело к неизлечимой болезни. Ищете прогноз погоды — прочитаете сообщение о тайфуне и цунами на отдаленных островах. Ищете состояние дорог на предмет пробок — узнаете о подробностях дорожной аварии.

И если вы умный человек, вы начнете сами себя уговаривать, что все это пустое, что это не ваша жизнь, что вы не должны переживать за неведомых вам людей, помочь всем вы не в состоянии. Но Б-жественная душа, которая в вас еще жива, скажет вам: «Ну, брат, ты совсем очерствел… Только о себе и думаешь! А как же они там, на пепелище, без крова и еды? А вон те дети, оставшиеся без родителей? А этот старик, замерзший на улице?.. Если с тобой такое случится, все тоже от тебя отвернутся, потому что это не их дело?..»

Чем бы ни кончился этот диалог разума и души, но страх уже дал свои ростки. И вот кто-то уже боится микробов (микрофобия) или пыли (аматофобия), кто-то — птиц (орнитофобия) или ящериц (герпетофобия); кто-то боится пустых помещений (ценофобия), а кто-то — закрытых дверей (клаусторофобия); кто-то боится хороших новостей (евпофобия), а кто-то — религии (телеофобия).

Сима рассказывает: «Лет в 6-7 я безумно любила передачу “Битва экстрасенсов”. Расследовали там историю, как женщина ночевала одна, муж был на работе, и ночью она почувствовала, что кто-то рядом с ней лёг. После этого я просто не могу спать на двуспальных кроватях. Либо со мной лежит огромный плюшевый заяц, либо мама ночует со мной. Еще — я стала бояться спать лицом к стене, я должна видеть, что происходит в комнате. Никогда не кладу ноги на край кровати — боюсь, что на них сядет призрак».

Не хотелось бы нагонять на вас страх, но существуют также люди, которые боятся собственного дома, любых чисел, определённых цветов, смотреть на небо, волос, открывать глаза, спать, есть… Тут остановимся.

Когда человек подвергается влиянию зла, это укрепляет в нем ощущение, что мир — злое, страшное место, полное разных опасностей, боли и смерти. Причем подвергаться влиянию зла непосредственно или через экран телевизора или компьютера — для нашей души не имеет значения: наши эмоции и чувства неподдельны в любом случае.

Если мы хотим самим себе и своей семье душевного здоровья, если мы хотим жить спокойнее и не бояться собственной тени — мы можем что-то изменить в своей жизни. Читая книги и слушая лекции о вере и доверии к Б-гу, мы укрепляем себя и своих близких в том, что все, что делается, — к лучшему, даже когда это неочевидно для нас.

Второе, что мы можем сделать — избегать зла. Чем меньше зла мы будем впускать в свой мир через различные экраны, тем более чистым и добрым будет наш мир, тем меньше в нем будет страхов и тем больше у нас останется энергии, чтобы по-настоящему проживать свою жизнь, не вздрагивая от каждого шороха.

Многочисленные соцопросы показывают, что религиозные люди гораздо меньше подвержены фобиям и навязчивым состояниям, ведь именно вера в Единого Творца дает душе спокойствие и уверенность, приносит удовлетворенность и умение радоваться жизни.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше