Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Служение, Молитва, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек
«Посредством интенции в молитве… мы отделяем добро от зла, добро освящается светом добра из мира Ацилут, и тем самым они [Шесть дней] охраняются от зла» (Шла). Этот вопрос мы подробно объясняли в книге «Знание молитвы», здесь же приведем только краткие намеки.
Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями в Храме, — ведь в этом и заключается сущность жертвенного служения (корбан): приближение (кирув) всех положительных частей в мироздании к их корнями, и сожжение — уничтожение негативных частей очищающим огнем. Посредством молитвы человек разоблачается и отделяется от материальности и прилепляется к миру души. Этим служением человек возвышает реальность своей жизни и поднимает ее от материального к духовному уровню, — тем самым, вся его «жизнь во времени» прилепляется к своему корню. Сущность молитвы — это «просьба о потребностях», это предстояние человека перед Творцом как имеющего нехватку, как просящего о совершенстве мироздания. Молитва выражает жажду и стремление обитателей низших миров отделиться от зла и прилепиться к своему Создателю. Молитва — это просьба об исправлении разделения, связанного с грехом Древа Познания. Молитва — это просьба о восполнении нехватки творения.
«Человек! Тебе следует знать, что самый большой ненавистник, что есть у тебя в мире — это твое злое начало, которое разлито по силам твоей души, и переплетено с характером твоего духа. Оно принимает участие в управлении твоими чувствами — телесными и духовными, властвует над тайнами твоей души, дает тебе советы во всех твоих движениях, видимых и скрытых…» (Ховот аЛевавот). Так выглядит человек после того, как в него проникло зло. Его служение заключается в прояснении и очищении качеств своего характера. Это и есть исправление духа.
«Прямой путь — это средняя мера в каждом качестве, что есть у человека… Потому завещали мудрецы древности, чтобы человек всегда анализировал свои качества и направлял их по среднему пути, чтобы он сделался совершенным в своем теле» (Рамбам, Деот 1).
Это — работа сознания в прояснении качеств. Когда человек находит у себя негативное качество, он должен отделиться от него и от ее корня, воевать со своим злым началом: «Всегда нужно “натравливать” доброе начало на дурное… Если победил — хорошо, если нет — пускай займется Торой, как сказано… Если победил — хорошо, если нет — пускай прочтет Шма Исраэль… Если победил — хорошо, если нет — пускай вспомнит про день смерти» (Брахот 5). Речь идет о войне со злым началом, о завоевании и исправлении качеств характера, об отдалении от негативных качеств и принятии качеств позитивных.
«Дерево познания добра и зла — это разрешенные действия, такие как еда, питье и интимные отношение, которые, если они в меру и во имя Неба, в святости, — есть добро, а если нет — зло» (Виленский Гаон. Притчи 1:3). Об этом сказано: «Что это за короткий отрывок, от которого зависят все важнейшие положения Торы? “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези” (Брахот 63). В этом служении человек проясняет все разрешенные действия, и тем самым отделяет все разрешенное от зла. Он соединяет все “земное” и материальное с его духовным корнем, и оно становится “действием во имя Неба”: «И все твои деяния пусть будут во имя Неба, во имя Торы, как сказано: “На всех путях своих знай Его…”» (Авот дераби Натан).
Так все деяния человека становятся святы, превращаются в акт исполнения заповеди, как писал Рамбам: «Следуя медицинским рекомендациям, нужно иметь в виду, что он делает это, дабы его тело было сильным и совершенным, чтобы дух его здоров, и он мог постигать Всевышнего… Получается, что идущий по этому пути постоянно, все свои дни, служит Творцу… И об этом заповедали Мудрецы: “Пусть все твои действия будут во имя Небес”, и об этом сказал Шломо в своей мудрости: “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези”» (Деот, 3).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?