Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость
Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания.

«Посмотри на различные этапы формирования человека. Несомненно, Святой, благословен Он, мог создать человека, совершенного с момента рождения, если бы только захотел — ведь нет Ему препятствий. Но Он не сделал этого. Насколько ущербен человек, когда он рождается! И он развивается понемногу, шаг за шагом. Смотри же — это точная аналогия славы Всевышнего и образа Его действий при раскрытии Его власти, того, как Он, благословенный, вращает мир и управляет им в пяти названных состояниях, которые по сути своей есть этапы взросления мира! Мир движется и взрослеет так, как это делает человек, и слава Всевышнего движется к раскрытию ступень за ступенью» (Рамхаль, Даат Твунот 148).

Человек — это микрокосм. Строение его тела и этапы его взросления и роста соответствуют строению и развитию всего мироздания. Как мы уже говорили, совершенство человека — его душа и его доля в Торе — дается ему до его прихода в этот мир, но оно скрыто завесой тела, и человек постоянно трудится все дни своей жизни над тем, чтобы раскрыть его и удостоиться к нему прилепиться. Таково же положение дел относительно всего мироздания как целого.

Совершенство мироздания — это Грядущий мир, который был эманирован еще до бытия материального мира. «Ибо Именем Й-а (י-ה) создал миры». Этот мир создан буквой ה, а Грядущий мир — буквой י, и мы видим, что буква י стоит первой в Имени Всевышнего, а ה — последней. Мы знаем, что сначала был сотворен Грядущий мир, а затем уже мир материальный. «Сотворен вначале» — речь идет не о времени, а о первенстве в уровне и в порядке постепенного развития. Однако это совершенство было закрыто от нас покровом материальности нашего мира. Ведь единство Творца наполняло все мироздание, но оно было скрыто за завесой природы, созданной в Шесть дней творения. Слава Царства Творца была спрятана под Управлением свободы выбора, порождением качества Суда, властвующего в нашем мире.

Всевышний управляет миром через медленный линейный процесс, который проходит через затмения, сокрытие Его Царства, осквернения Его великого Имени, беды и страдания, пока не придет к полному исправлению, дню, когда совершенство мира полностью перейдет из потенциального состояния в реальное, и Единство Творца раскроется в мироздании: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».

Здесь нам раскрывается замечательный принцип: человек, трудясь в этом мире, ставит себя в положение уподобления формы своему Создателю, а ведь это и есть максимальное совершенство человека — уподобиться путям Всевышнего. Праведник своим трудом раскрывает не только свое совершенство — собственную душу и долю в Торе, которые были у него в потенции, но и свет души всех душ. Он раскрывает волю Всевышнего в мире. Праведник очищает не только свое тело, но и все мироздание; он возвышает его своей святостью все выше и выше, пока не приведет к полному исправлению. Такой святой человек объединяет все создания для того, чтобы сделать их них единый инструмент для раскрытия единства и царства Всевышнего в мире.

«И завершил Б-г в седьмой день свой труд, который делал» (Берешит 2:3) — не трудом и не тяжкой работой сотворил Всевышний свой мир (для Него нет никакого труда и работы), но чтобы взыскать со злодеев, уничтожающих мир, весь сотворенный трудом и тяжкой работой, и дать добрую награду праведникам, дающим существование миру, который весь сотворен трудом и тяжкой работой (с нашей стороны сотворение мира кажется трудом). Поразмыслите над этим как следует.


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Недельная глава Ваэра

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Избранные комментарии к недельной главе Ваэра

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Работа Избавления заключается в четырех конкретных фазах, которые нужно должным образом оценить для правильного понимания всего, что последует далее.

Врата востока. Недельная глава Ваэра

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Каменное сердце Фараона. Глава Ваэра

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний сообщает Моше, что Ему всё это известно и всё так и должно быть. И, наоборот, усиление гнета ускорит исход евреев из Египта. А всё, что происходит, — это средство для достижения цели Всевышнего.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.