Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы рассказывали «агадот» (истории) вовсе не для того, чтобы развлечь слушателей. В каждой из них скрыт глубокий смысл. Кто владеет «ключами» к ним, может взять такую непритязательную, на первый взгляд, историю (а порой эта история кажется попросту странной) и «открыть» ее, найти в ней нечто очень глубокое и извлечь из нее ценный жизненный урок.

Однажды у Дедушки из Кельма спросили, почему тот из года в год повторяет один и тот же урок. Он ответил вопросом на вопрос: «А почему вы из года в год совершаете одни и те же грехи?»

Мы будем разбирать совершенно особый урок, который великий мудрец и знаток тайного учения Маараль из Праги (XVI в.) обычно давал в Шабат Шува — в Субботу, предшествующую началу 10 Дней Раскаяния.

Этот урок Маараля строится вокруг удивительного отрывка из Вавилонского Талмуда («Нида» 30б): «Толковал раби Симлай: На что похож плод в утробе матери? — На сложенную табличку для письма. Руки его — на висках, локти — на коленях, пятки поджаты к низу спины, голова — между коленями. Рот закрыт, пупок открыт, и он связан со своей матерью: что она пьет — он пьет, что она ест — он ест. И не выделяются из него нечистоты, чтобы он не погубил свою мать. А когда выходит в этот мир — то, что закрыто, открывается, а открытое — закрывается. Если бы не так — не прожил бы и часа».

Пока что описание, приведенное раби Симлаем, выглядит как лекция по естествознанию. Можно объяснить это тем, что наши мудрецы хорошо представляли себе, как проистекает эмбриональное развитие человека. Быть может, они видели младенца в животе погибшей матери. Но читаем дальше.

«И свеча горит над его головой, и с ней он видит от края до края мира. Нет у человека приятнее дней, чем время, когда он в утробе матери. Там его обучают всей Торе. А когда он выходит на свет, появляется ангел, бьет его по губам, и он забывает всю Тору. И не выходит оттуда, пока не даст клятву. Заклинают его: будь праведником и не будь злодеем, и даже если весь мир тебя называет праведником, ты в своих глазах будь как злодей».

Уже на этом этапе нам должно стать ясно, что сказанное раби Симлаем точно не является лекцией по анатомии и физиологии, потому что никакой свечи в утробе женщины, конечно же, нет. Весь этот тематический отрывок начинается со слов: «Дараш раби Симлай…». Слово «дараш» («толковал») указывает на то, что в его словах скрыт глубокий смысл. Давайте искать.

Сперва проанализируем фразу: «Нет у человека приятнее дней, чем время, когда он в утробе матери». Зигмунд Фрейд писал, что человек наслаждается теплой ванной, потому что на подсознательном уровне помнит, как плавал в утробе матери, в околоплодных водах. Но разве так надо понимать слова раби Симлая? Когда человек лежит в ванне, ему приятно, потому что в теплой воде быстрее бежит кровь, а тело весит меньше, и от этого человек ощущает легкость.

Когда раби Симлай говорит, что самые приятные дни человек проводит в утробе матери, он дает «ключ»: эмбрион — это человек в потенциале, и если это лучшее состояние, тогда, исследуя его, можно понять, что от человека требуется в мире и как ему действовать, чтобы реализовать себя лучшим образом.

По природе своей, человек хочет наслаждаться, принимая на себя как можно меньше ответственности. Страсть к наслаждениям может побудить человека утверждать, что кроме удовольствий иной цели в жизни нет. Но взгляд Торы иной: мир возник не случайно — у него есть цель. А тот, кто настаивает на случайном возникновении мироздания и эволюции в ходе естественного отбора, пусть посмотрит на строение печени или глаза, чтобы понять, что они не могли появиться в результате большого урагана, по воле случая. Человек был создан, причем с определенной целью, и ему было дано все необходимое для реализации этой цели!

Сам Чарльз Дарвин в своей теории эволюции путем естественного отбора пишет, что есть вещи, которые он не может объяснить, в том числе глаз.

Глаза устроен чрезвычайно сложно, его разнообразные по строению и функциям элементы (их насчитывается много миллионов), а также обработка зрительной информации в мозгу настолько увязаны друг с другом, что они просто не могли возникнуть случайно и развиваться постепенно. А если все же предположить, что глаз возник в результате мутаций и отбраковки вариантов, то на его создание потребовалось бы больше миллиардов лет, чем тот максимум, который отводят ученые на все возникновение развитие Вселенной.

Дарвин пишет, что сложность глаза — серьезный аргумент против его теории, но он надеется, что будущие поколения решат эту проблему. Различные решения этой проблемы, которые приводили с тех пор ученые, не представляются убедительными.

Не может быть, чтобы человек явился в мир лишь для развлечений и удовольствий. И раби Симлай указывает, что даже строение эмбриона указывает человеку, как ему выполнить в мире возложенную на него задачу.

«На что похож плод в утробе матери? На сложенную табличку для письма». Почему раби Симлай пользуется именно такой аналогией? Разве нет других вещей, которые складывают?

Раби Йеуда аНаси говорил: «Вдумайся в три вещи, и ты никогда не согрешишь: знай, что над тобой — око видящее, ухо слышащее и книга, куда записываются все твои поступки» («Авот» 2:1). Ты можешь думать, что твоя жизнь не слишком важна, но знай, что любая мелочь, любая глупость, которую ты скажешь или подумаешь — ничто не пропадает бесследно. Но и все твои хорошие дела и сказанные тобой слова мудрости «записываются в памятную книгу», которая раскрыта перед Творцом мира.

Раби Симлай развивает свою мысль: вся суть, весь потенциал будущего человека — чистая табличка. Человек смотрит в зеркало, видит свое отражение и думает, что это и есть он сам, а его поступки — нечто другое. Т.е. он разделяет: я — это я; а то, что я делаю, ко мне не относится. А раби Симлай говорит: нет, все наоборот! Ты — чистый лист, и будешь тем, что с собой сделаешь. Что напишешь на этой чистой табличке — то и будет тобой, с твоим настоящим «я». Именно это и есть ты, а не красивый образ в модных очках, который ты видишь в зеркале.

Это первое, что мы выучили. Младенец — чистая табличка. И его образ в будущем будет определяться не внешним впечатлением, которое он создает, а совокупностью его поступков в течение жизни.

Дальше написано: «Руки его — на висках, а локти — на коленях». Есть у Родена такая скульптура — «Мыслитель». Прежде всего, нужно знать, что Творец наделил нас разумом, и мы обязаны им пользоваться в течение всей жизни. Каждую вещь, которую ты делаешь, нужно постоянно обдумывать и взвешивать.

Царь Шломо написал в Книге Коэлет (12:14): «Ибо все дела Бг приведет на суд, а также все сокрытое, будь то хорошее, будь то плохое». Все будет взвешено: и плохие вещи, и даже хорошие.

Что это значит? Поясним с помощью примеров.

О каких скрытых вещах идет речь? Например, человек простудился, у него запершило в горле, и он сплюнул на землю. Мимо проходил другой человек, увиденное вызвало у него отвращение. Первый может сказать, что он не нарочно, и что не сделал ничего плохого, а если второй такой чувствительный — это его собственная проблема. Т.е. он очень хорошо понимает себя и легко находит себе оправдание, но не хочет понять другого. А на самом деле всегда нужно правильно взвешивать: что делать, где, когда и как.

А теперь разберемся в концовке фразы царя Шломо — что значит «будь то хорошее, будь то плохое»? Раби Янай задает вопрос: «В чем проблема с хорошими поступками»? И отвечает. Например, человек не привык брать в долг, но ему пришлось. Он подходит к соседу и шепотом просит одолжить денег. А тот начинает шарить по всем карманам, достает деньги и во всеуслышание говорит: «На, возьми»! И вид у него при этом очень важный, он показывает всем, какой он хороший — выполнил заповедь, помог своему ближнему. А что чувствует в этот момент одалживающий? Он думает, что лучше было бы остаться голодным, чем испытать такой позор. Бывает, что человеку кажется, будто он сделал хороший поступок, а на деле он сделал чтото не то, поскольку взвесил все неправильно. И об этом сказано, что и «хорошие» поступки Всевышний приведет на суд.

Итак, эмбрион находится в утробе в позе «Мыслителя»: Творец даровал человеку разум, и пользоваться им нужно не раз в месяц, или в неделю, а постоянно, взвешивая каждый поступок.

И еще сказано, что плод сидит на своих пятках. На что это похоже? Он преклоняется, готов принять на себя высшую власть.

А теперь посмотрим на следующие три момента:

— Голова лежит между коленями.

— Рот его закрыт, а пупок открыт.

— И он связан со своей матерью: что она пьет — он пьет, что она ест — он ест.

Сказано в трактате «Авот» (4:21): «Зависть, страсть и стремление к почёту уводят человека из мира».

Нет у завистника жизни. Всегда найдется другой человек, у которого есть то, чего нет у завистника. И нет ему покоя: ведь все то, что есть у него, не приносит ему радости. И окружающие его не любят, потому что видят его завистливый взгляд. Так зависть уводит его из этого мира.

Страсть. Человек ест то, что вредно, и разрушает свой организм. Раб своих желаний теряет этот мир.

Почет. Человек чего-то добился и требует к себе уважения от домашних и от друзей. Они знают, что ему это нужно, и в его присутствии оказывают ему почет, а за глаза смеются над ним. Мудрецы говорят: от того, кто гонится за почетом — почет убегает. Люди таких не любят, и, как следствие, почет уводит его из этого мира.

Посмотрим снова на плод в утробе матери.

«Голова лежит между коленями» — это означает, что он не задирает нос, не гонится за почетом и славой.

«Рот его закрыт, а пупок открыт» — он не чувствует вкуса, получая все, что нужно ему, и не гонится за телесными наслаждениями.

«Ест он то, что ест его мать, и пьет, что она пьет» — у него нет зависти, он живет в своем мире и больше ничего не требует.

А далее говорится о том, что эмбрион не выделяет нечистот. Настоящая мечта экологов: ведь при этом у плода обновляются клетки, происходит обмен веществ. Современный человек создал много машин и разрушает окружающую среду, а эмбрион живет в своем мире и не портит его. Человек может и не совершать плохих поступков, но он не ищет чистоты и святости — он загрязняет то, что его окружает. Нужно учиться у эмбриона: если хочешь правильно исполнить возложенную на тебя задачу, ты должен стремиться к чистоте и святости.

До сих пор мы обсуждали физиологию. Теперь посмотрим на «революцию», которая связана с рождением на свет. Сразу все меняется. Голова уже не между колен. И как только ребенок родился, он сразу начинает воевать.

Давайте перейдем к следующему моменту: сказано, что над его головой горит свеча, и с этой свечей он видит от края до края земли, «и учат его всей Торе…» Но какой смысл учить с эмбрионом всю Тору, если потом его заставляют все забыть? Почему ангел бьет его именно по губам?

В утробе матери душа ребенка отделена от тела, а при рождении они связаны. Как можно увидеть, что душа находится в теле? По губам. Душа человека проявляется в речи и определяет его сознание. Рот — это инструмент, который обнаруживает способность человека мыслить.

При рождении человека происходят два переворота. На физическом уровне открывается рот, а пупок закрывается; а на духовном — прежде он знал всю Тору, а теперь забывает ее. Есть ли какаято связь между двумя этими явлениями?

Первое, что делает новорожденный — начинает кричать. У него появляются желания: раньше ему всего хватало, а теперь он хочет есть, хочет, чтобы о нем заботились, чтобы отец, входя, брал его на руки, чтобы мать была рядом. Спустя некоторое время он захочет игрушек: сперва ему хочется погремушек, а дальше машинок и солдатиков. Потом он вырастает и хочет другие игрушки: машины и оружие. Он становится больше, но не взрослее — это тот же ребенок. Он хочет квартиру, потом виллу… До последнего момента не перестает хотеть и никогда не сможет насытиться. И об этом сказали наши мудрецы: «Нет человека, который бы покинул этот мир, удовлетворив хотя бы половину своих желаний».

Что произошло? Человек появляется в мире с особым заданием, но может растратить всю свою жизнь в погоне за удовлетворением желаний. Он идет работать чтобы купить дом. Потом работает чтобы погасить долги. А когда это удается — хочет другой дом, более просторный… Всю свою жизнь он тратит не на то, что ему действительно нужно, а на то, чего ему хочется.

В народе говорят: «Чтоб у нас все было, и нам за это ничего не было». Мудрецы учат, что нет свободного человека, кроме того, кто учит Тору. Кто не в силах ограничить себя какими-то рамками, не может быть свободным. Человек, подчиненный своим желаниям, не называется свободным.

До того, как душа входит в тело, ее обучают всей Торе. Потом приходит ангел, ударяет по губам, и ребенок все забывает. Душа — это часть Творца, и Тора — ее суть, как же она может забыть Тору? С одной стороны, губы — символ связи души и тела. С другой стороны, они сразу начинают кричать: «Хочу»! Именно поэтому он забывает всю Тору. В погоне за материальными благами, за наслаждениями он не задумывается, в чем смысл жизни. Для чего она ему дана, какова его истинная цель.

В Торе написано о Каине (Берешит 4:7): «…ле-петах хатат ровец» («у входа лежит грех»). Маараль объясняет, что «хатат» («грех») этимологически означает «промах»: «у входа» (когда ребенок входит в мир) «лежит грех» (происходит промах — истинная цель заменяется иллюзорной).

С самого начала у человека есть все, что нужно для исполнения поставленной ему цели. Пребывание эмбриона в утробе показывает человеку, как вести себя в мире:

1. «Сложенная дощечка для письма» — сущность человека определяет его дела (а также слова и мысли), и все они записаны в Книгу.

2. Поза «Мыслителя» — человеку даны все инструменты, чтобы он мог оценить правильность своих действий.

3. «Он сидит на пятках» (преклонен) — знак, чтобы не возгордился.

4. «Голова его между колен» — чтобы не задирал нос (не гнался за почетом и славой).

5. «Рот его закрыт, а пупок открыт» — чтобы не стремился к материальным наслаждениям.

6. «Он ест то же, что и мать» — чтобы не завидовал другим.

7. «Не выделяет нечистот» — живет в чистоте и святости.

8. «Свеча горит над его головой, и его учат всей Торе» — нужно учиться, чтобы преуспеть и выполнить поставленную задачу.

В самом конце обсуждаемого отрывка сказано: «Заклинают его: будь праведником и не будь злодеем, и даже если весь мир тебя называет праведником, ты в своих глазах будь как злодей». Но если все называют его праведником, зачем ему смотреть на самого себя как на злодея?

Кто такой «нормальный человек» сегодня? Если можно украсть так, что никто не заметит — украдет. Он обманывает свою жену, кричит на нее и на домочадцев. Он эгоист…

Нашему праотцу Аврааму было 99 лет, когда Творец повелел ему сделать обрезание. И на третий день, когда боль была особенно сильной, у него не было другой печали, кроме того, что нет гостей! А в городах Сдом и Амора жили люди, которые были прямой противоположностью Авраама. Но когда Создатель сказал, что сотрет их с лица земли, то Авраам стал просить за них и спорить с Ним: вдруг там есть пятьдесят праведников, или сорок… Праотец наш, с точки зрения понятий, принятых у окружающих, не был нормальным человеком. Авраам учил, что нельзя быть таким «нормальным!» Сегодня тот, кто не берет того, «что плохо лежит», уже называется праведником.

Рав Залман Сороцкин приводит такой пример. Однажды он ехал в поезде, где была группа светских евреев. Когда поезд отошел от перрона, они достали водку, карты, бутерброды с салом, стали есть и пить.

И вдруг заметили рядом раввина. Один обратился к нему и говорит:

— Ребе, знаете, как мы провели этот Йом Кипур? Закатили пирушку, играли в карты, зажарили поросенка…

Тут один воскликнул:

— Я поросенка не ел!

Его друзья повернулись к нему:

— Да, знаем, знаем: ты у нас праведник!

Праведность — вещь относительная. Даже если весь мир станет тебе говорить, что ты праведник — знай, это праведность не абсолютная. Так ты выглядишь на фоне тех, кто это говорит. Настоящая оценка должна основываться на том, как ты выглядишь перед Творцом, который послал тебя на землю, чтобы ты служил Ему верой и правдой.

Рав Авиэзер ВОЛЬФСОН
Перевод рава Гедальи Спинаделя

Из журнала Мир Торы


Крепкий еврейский брак славился верностью и взаимопочитанием супругов, дышал спокойствием, миром и любовью. Разводы среди евреев встречались крайне редко. Читать дальше