Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний, чтобы очистить и освятить нас, поднял нас над этими внешними шестью днями и облек властью над Израилем святое Управление

Дни до и после греха познания

«Имеется в виду, что есть три вида дней: один — будние дни, которые стоят вне святости, и потому в эти дни разрешены 39 видов работ, которые соответствуют 39 проклятиям, полученным Адамом, Хавой, Змеем и землей. И если бы Адам не согрешил, он не должен был бы опускаться до того, чтобы пахать и сеять. Он пребывал бы в саду Эдена, выполняя заповедь “обрабатывать и хранить” духовным образом, как это будет в Грядущем, после воскрешения» ( Шней лухот аБрит). Будние дни — это следствие греха Первого человека. Они соответствуют его уровню после греха. После того, как был проклят будничной работой: «в горести будешь есть ее»; «в поте лица твоего будешь есть хлеб», и такова сущность и форма этих дней. У нас сегодня нет возможности постичь, что такое «дни» до греха, так же как нет возможности постичь суть работы «духовным образом» до греха. В будущем, после воскрешения, когда человечество вернется в состояние до греха, исполнятся слова пророка: «Обнови дни наши, как прежде» — сущность дней обновится, как это было издревле.

«Всевышний, чтобы очистить и освятить нас, поднял нас над этими внешними шестью днями и облек властью над Израилем святое Управление» (Шла). «Будние дни» остались для уровня язычников, их суть — «днем и ночью не останавливаются»: прилепленность к материальности, подверженность управлению природных законов. «Будние дни» находятся вне святости, они «стоят вовне, для язычников» (Зоар).

Но для Израиля — «облек властью святое Управление»; это более внутренние дни, стоящие ближе к святости. Дни, которые посредством изучения Торы и молитвенного служения можно возвысить до категории субботы (суть данного служения будет объяснена далее, в эссе «Шесть дней работай»).

В этих днях не содержится свечения из раскрытия внутренней сути мироздания, — ведь они управляются через законы природы, и Божественное присутствие скрывается за завесой этого Управления. На Израиль возложено служение: раскрыть внутренний свет этих дней, осветить субботу — раскрыть царство Всевышнего в мироздании:

«Есть будние дни во внешних и есть внутри шесть дней недели, которые находятся в духовной чистоте — для управления Израилем. Два эти аспекта подобны дереву и его коре: хорошее внутри и злое снаружи, Древо познания добра и зла. Сказано, что эти шесть дней держатся за святую точку, и из контекста понятно, что эта точка — Шехина (Божественное присутствие).

…И в шесть дней действия Шехина есть утаенная точка внутри упомянутых шести дней, и эти дни светят из нее. А она в скрытости изливает благодать на каждый из этих дней» ( Шней лухот аБрит).

Круг дней, в центре которого — суббота, относится к Израилю — «народу, освящающему седьмой день».

«Внутренние дни» — это те свечения, что были эманированы Всевышним, и они — корни всех дней реальности: «Есть шесть дней в мире Ацилут, это шесть краев от Хесед до Йесод, которые произвели весь акт творения мира, и о них сказано “ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю”» (Шла).

* * *

В соответствии с тезисом о том, что время дано человеку в качестве инструмента для служения, нам становится ясным непонятный ранее вопрос: известно, что качества, эманированные от Творца, нисходят по ступеням, по порядку: первое самое высокое и т.д., а последнее из них — это качество Малхут, «у которого нет ничего от себя». Возникает вопрос: как может быть, что седьмой день относится к данному качеству, в то время как он — самый высокий из всех дней, источник их благодати и благословения?

Но если следовать сказанному выше, данный вопрос получает свое объяснение. Как формулирует автор книги Сфат Эмет: «Все будние дни спустились в материальный мир и облачились в будние дни, а суббота осталась на высоком месте, и потому от нее благословляются шесть дней… Становится понятным, почему они называются “днями работы” (ימי מלאכה, слово однокоренное со словом מלאך — ангел), ведь они управляются через ангелов (в отличие от субботы, управляемой напрямую Свыше). И потому, хотя эти шесть дней в своем корне выше субботы, только лишь суббота осталась такой, как была, и пойми это как следует».

Идолопоклонник, соблюдающий субботу, достоин смерти от руки Неба

В начале данного эссе мы выразили удивление по поводу суровости наказания за такое преступление. Но после всего, что мы объяснили, есть у нас определенное понимание данного вопроса: идолопоклонники находятся в другой временной реальности, а суббота — в более высокой системе дней, относящейся только к Израилю. Идолопоклонник, соблюдающий субботу, подобен заходящему за Завесу, как профан, подступивший к жертвеннику в Храме, где могут находиться только священники. Принцип таков: каждый, кто заходит в более высокую и святую реальность, превышающую возможность его выбора — как в отношении места, так и в отношении времени — теряет реальность своей жизни.


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»