Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разделить круг пиццы не так-то просто, как кажется. Интересные галахические аспекты, которые касаются такого тривиального действия.

Шесть мальчиков решили съесть пиццу на ланч. Они отправили друга, чтобы он купил пиццу. Каждый внес по 2 доллара — стоимость одного ломтя. Когда их друг пришел в пиццерию, он решил, что тоже хочет есть пиццу, и таким образом общее количество необходимых ломтиков достигло семи. И тут он увидел, что тот, кто заказывает целую пиццу (состоящую из 8 ломтиков), платит только за семь ломтиков — 14 долларов. Поэтому он заказал целую пиццу и заплатил за нее те 12 долларов, которые ему дали ребята, и 2 собственных. Кому предназначается дополнительный ломтик пиццы? Тому, кто ее купил (поскольку именно его 2 доллара довели общую сумму до необходимых 14), или тем шести ребятам, которые его отправили за пиццей (потому что без их денег он не имел бы искомых 14 долларов), или всем семи?

Дополнительный ломтик пиццы в данном случае должен достаться непосредственно покупателю[1].

Но если парень изначально входил в группу совместно заказывающих пиццу (тем самым увеличив ее численность до семи человек), то он должен будет разделить этот призовой ломоть с остальными[2].

Если группа из семи ребят отправляет кого-то, кто не является частью группы, купить семь порций пиццы, то восьмой, бонусный кусок эти семеро разделят между собой, а тот, кто принес им пиццу, не получит ничего[3].

Этот же закон применяется даже в том случае, когда покупателю не дали исчерпывающих инструкций относительно того, в какую пиццерию идти, и он по собственной инициативе пошел искать ту пиццерию, в которой дают бонусный ломоть[4].

Если отдельный человек, даже по собственной инициативе, собирает семь человек и убеждает их купить ломти пиццы по 2 доллара за штуку, то он может пойти в магазин, купить «круг» пиццы за 14 долларов, собранных со своих «клиентов», и оставить себе дополнительный ломоть, несмотря на то, что он вообще за него не платил[5].

[1] Несмотря на то, что агент, действующий в интересах других, имеет, по мнению Шаха, право на половину любых бонусов, которые он получает в результате покупки, это правило не применяется в данном случае. Причина в том, что в нашем случае задача покупателя сводится к приобретению шести ломтиков пиццы, но этого недостаточно для того, чтобы получить дополнительный ломтик. И то, что этот бонусный ломтик вообще появился, связано с его собственным решением заплатить за седьмой ломтик, и поэтому он может забрать его себе полностью.

[2] В этом случае не покупатель решил купить тот ломтик, который привел к получению бонусного ломтика; скорее, этот бонус является следствием заказа каждого из ребят, в равной степени. Что же касается закона, по которому агент, которого отправили сделать покупку, удостаивается половины любых бонусов, которые он получает вместе с покупкой (а вторая половина предназначается тем, кто его отправил), то этот вопрос обсуждается в следующей сноске.

[3] Несмотря на то, что мы установили (см. предыдущую сноску), что бонусы, получаемые вместе с покупкой, не делятся поровну между агентом, который сделал покупку, и теми, кто его отправил, в данном случае этот закон не применяется, потому что доля агента в получаемом бонусе связана с тем, что он добился от продавца обещания бонуса, или с тем, что между агентом и продавцом есть какие-то личные отношения — факторы, из которых заказчики не смогли бы извлечь для себя пользу, если бы не помощь агента. Однако в нашем случае призовой кусок предназначен каждому из тех, кто заказал семь ломтиков пиццы, поскольку его получение не является результатом каких-то особых усилий со стороны покупателя или его особых отношений с продавцом. Следовательно, нет оснований для того, чтобы награждать его какой-то долей в этом бонусном ломте. И то же самое правило будет применяться в случае, когда магазин выдает всем, кто купит определенный предмет, другие призы (игрушки, шарики, буклеты и т. д.): у агента нет права на долю приза, поскольку получение этого приза не явилось результатом специальных усилий агента или особых отношений между ним и продавцом.

[4] Тот факт, что агент предпочел одну пиццерию другой, не дает ему достаточных оснований претендовать на бонусную порцию, потому что в той пиццерии, на которой он остановил свой выбор, такой бонусный ломтик дают любому покупателю, который купит целую пиццу.

[5] В этом случае данный человек является агентом в отношении каждого из заказчиков, а тот, кто заказывает один ломтик, не может претендовать ни на что сверх него.

Перевод Гавриэля Фельдмана

Из журнала «Мир Торы»


Многие слышали про Валаамову ослицу. Однако, не все знают, что за история скрывается за этим крылатым выражением. Читать дальше