Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Избранность, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Связь с Творцом, Союз с Б-гом, Египетское рабство, Любовь к Б-гу
«И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[55]
Б-жественное Учение дарует нам Высшее Знание, благодаря которому мы обретаем вечную жизнь в наслаждении и благоденствии. Всевышний любит людей, как сказали об этом мудрецы Мишны[56]: «Любим человек, сотворенный по образу Б-га, как сказано: “по образу Б-га сотворил Он человека”[57]. Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Г-спода; особая любовь была явлена им знанием: вы названы сыновьями Г-спода, как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…”[58]». Всевышний относится с безграничной любовью к Общине Израиля потому, что Он находит в ней Б-жественные качества, ведь «по образу Б-га сотворил Он человека»[59].
Ни одно из качеств Всевышнего не раскрывается столь явственно в мироздании, как любовь к людям: «Ты открываешь Свою руку и насыщаешь все живое благоволением»[60]. Нам дано увидеть, как каждый из нас получает благословение именно вследствие любви Б-га к Его творениям. Это раскрывается перед нами всегда и во всем: «Когда человек в беде, что говорит Шехина? — Горе Моей голове, горе Моей руке»[61]. Всевышний близок к своим творениям, и Его внимание неотрывно связано с ними: «Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния…»[62]
Тора повествует о близости между Всевышним и Его избранным народом, которая небывалым образом раскрылась после Исхода из Египта: «И узрели они Б-га Израиля, и под ногами Его подобие кирпича из сапфира, и как сами Небеса в чистоте»[63]. Раши объясняет: «Кирпич из сапфира был перед глазами Всевышнего все время рабства в Египте для напоминания Самому Себе о страданиях евреев, стонущих от тяжкого труда по изготовлению кирпичей»[64]. Когда после Исхода из Египта евреи поднялись на высочайшую ступень постижения и узрели во всем Творении «чистоту Небес», они уже были избавлены от порабощения, — так почему же в тот момент они увидели также «кирпич из сапфира», напоминающий об их былых бедствиях? В глазах Всевышнего «кирпич из сапфира» был основой, на фоне которой приумножалась «небесная чистота», ведь, если только так можно сказать, радость Творца раскрывается на фоне былого страдания. И Всевышний записал это в Торе, чтобы явить Свою любовь к избранному народу, а также показать людям, сколь велика обязанность разделить с другим его ношу, проявить ему сочувствие в беде и возрадоваться его счастью.
Поэтому впоследствии, когда евреи были избавлены от всех бед и Б-жественное присутствие раскрылось в мироздании навеки и навсегда, стало ясно, что Царство Всевышнего простирается над всеми мирами, и Он избрал Свой народ для вознесенного служения. Он будет вечно нести сыновей Израиля на Своих руках: и когда они пребывают в покое на своей Земле, и когда стенают в далеком изгнании. Он, благословенный, не оставит их никогда, пока они не вернутся в предназначенную им обитель Б-жественной славы. В Торе прямо приводится это обещание: «И Я буду пребывать в вашей среде…»[65] — всегда, поскольку вечна сама Тора.
[55] Йешаягу 64:3.
[56] Авот 3:14.
[57] Берешит 1:27.
[58] Дварим 14:1.
[59] Берешит 1:27.
[60] Теилим 145:16
[61] Сангедрин 46а.
[62] Теилим 33:15.
[63] Шмот 24:10.
[64] Раши, там же.
[65] Шмот 25:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению