Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний избрал нас — Своих детей, Свой народ и Свою Общину — для вознесенного служения Себе. И Он будет вечно нести нас на Своих руках: и когда мы пребываем в покое на своей Земле, и когда находимся в далеком изгнании.

Мусар — путь возвышенного служения

«Высшая цель мудрости — раскаяние и добрые дела»[41]

Тора предписывает нам прийти к возвышенному служению и следовать путями Б-га, как сказано: «и ходи Его путями»[42]. Основа всей Торы — это мудрость и совершенное стремление творить добро: «Уподобься Ему: как Он милосерден, так и ты будь милосерден…»[43]

Сказано в книге пророка Михи: «С чем встречу Г-спода, преклонюсь перед Б-гом Всевышним… Сказано тебе, человек, что такое добро и чего Г-сподь требует от тебя: только исполнять закон, любить милосердие и скромно ходить перед Б-гом твоим»[44]. Это становится возможным, только если человек убедится в том, что у нас есть Небесный Отец, даровавший нам заповеди исключительно для нашего счастья и блага, в которых только лишенный утонченных чувств видит гнетущую ношу и обузу.

Учение Мусар предупреждает, что унылое служение Б-гу не приводит человека к внутренней гармонии и покою души: «Поскольку ты не служил Г-споду, Б-гу твоему в радости и с добрым сердцем в достатке всего (случились с тобой все эти несчастья)»[45]. Корень недостатков в служении раскрыл пророк Йешаягу: «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая бездушно»[46].

Одним из самых очевидных первичных понятий нашей веры является осознание бренности и быстротечности нижнего мира. Важно уяснить, что он — лишь «преддверие», ведущее к Грядущему миру. В нижнем мире следует достойно выстоять во всех испытаниях, обрести духовную утонченность и преисполниться мудрости, чтобы удостоиться войти в Царский дворец.

И теперь возникает вопрос: зачем Б-гу требуется служение человека? Несомненно, оно необходимо нам самим ради нашего же блага. Если мы это поймем, то почувствуем, что самым трепетным и возвышенным образом обязаны благодарить Всевышнего за Б-жественное Учение, которое Он даровал нам в вечное наследие.

Всевышний избрал нас — Своих детей, Свой народ и Свою Общину — для вознесенного служения Себе. И Он будет вечно нести нас на Своих руках: и когда мы пребываем в покое на своей Земле, и когда находимся в далеком изгнании. Он, благословенный, никогда не оставит нас, пока мы не вернемся в предназначенную для нас обитель Б-жественной славы. Это обещание прямо приводится в Торе: «И Я буду пребывать в вашей среде…»[47]

Мусар — Учение о Б-жественном Творении

«Вознесите глаза ваши и посмотрите, Кто сотворил это? Кто выводит по счету их воинство, всех по имени называет…»[48]

Учение Мусар отмечает, что Всевышний наделяет нас всем, в чем мы больше всего и постоянно нуждаемся, и дарует это самым доступным образом. Например, воздух, без которого невозможно существование, есть везде. Но еще больше нам необходима вера, являющаяся основой жизни, и Всевышний содеял так, что вся земля полна верой.

Праведники каждым своим возвышенным поступком провозглашают царскую власть Творца на земле и помогают другим обрести трепет перед Небесами, чтобы вместе с мудростью и знанием в их сердцах укоренилась истинная глубокая вера, как сказано: «Преимущество знания мудрости дает жизнь обладающим ею»[49].

«Простак верит каждому слову, а благоразумный обдумывает свой шаг»[50]. Мы убедились в том, что верования глупца безгранично далеки от веры наделенного мудростью. Однако в каждом человеке его «вера глупца» сильнее, даже если он обладает ясным мышлением. И мы знаем, как губительно влияет материя постижение погруженных в нее людей.

Необходимо четко определить какова вера истинного праведника. И вот, слава Б-гу, Всевышний, максимально приблизив к нашему восприятию привычные каждому законы природы, дарует нам понимание того, что исполнение любой, даже самой несложной заповеди согласно закону, установленному для нее в высшей природе нашей святой Торой, приводит к великим и вознесенным результатам. Ведь нет ничего проще, чем бросить зерно в землю, — но посмотрите к каким результатам приводит это незамысловатое деяние! Нам требуется лишь задумываться над тайнами мироздания: «При множестве размышлений в моей душе утешения Твои поддерживают душу мою»[51].

Падение человека происходит в первую очередь из-за того, что он помещает свою веру на «рога оленя», довольствуясь верой, которую воспринял в юности, когда был резвым, как олень, и постоянно куда-то мчался. Изучать Мусар и укреплять веру необходимо так, будто человек никогда ничего о ней не слышал и только сегодня родился и обнаружил Тору и мир, полный всеобъемлющего знания. На него возложена обязанность самому научиться отличать добро от зла, и тогда его вера, с Б-жьей помощью, приблизится к совершенству. Мы постоянно говорим о том, что даже известные и не нуждающиеся в доказательстве знания требуют глубокого размышления. Тот же, кто в них не вдумывается, не поймет их полностью, а всего лишь будет их невнятно повторять, принимая на веру.

И хотя истинность нашей веры была полностью доказана при Исходе из Египта и во время дарования Торы, она и в дальнейшем будет постоянно подтверждаться в каждом поколении для тех, кто глубоко изучит мудрость и Мусар. Они поймут, что в Б-жественном Завете для нас сокрыто возвышенное благословение, которое не оценить ни золотом, ни драгоценными камнями. Углубившись в мудрость и Мусар, мы увидим еще в этом мире, что Тора — благословение для человека, и это знание не потребуется принимать только на веру, в его истинности мы будем постоянно убеждаться, ведь сказано: «И вот законы, которые ты изложишь перед ними…»[52] Поэтому «Есть ли такой мудрец, который понял бы это и с кем говорил бы Г-сподь, пусть объяснит он за что погибла земля, выжжена, как пустыня, и никто не проходит по ней»[53]. Но если человек станет принимать предуготованное Всевышним лекарство и начнет задумываться над тем, что случится с ним в будущем, то «раскается и будет ему исцеление»[54].

[41] Брахот 17б.

[42] Дварим 28:9.

[43] Иерусалимский Талмуд, Пеа 3а.

[44] Миха 6:6-8.

[45] Дварим 28:47.

[46] Йешаягу 29:13.

[47] Шмот 25:8.

[48] Йешаягу 40:26.

[49] Коэлет 7:12.

[50] Мишлей 14:15.

[51] Теилим 94:19.

[52] Шмот 21:1.

[53] Ирмеягу 9:11.

[54] Йешаягу 6:10.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше