Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Материя, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Связь с Творцом, Самосовершенствование
«Праведник верой своей будет жить»[36]
Главное, чего от нас требует Царь мира — воспринять основы веры в совершенном знании. Первая заповедь, которую мы получили на горе Синай, гласит: «Я — Г-сподь, Б-г твой, Который вывел тебя из земли Египта, из дома рабства»[37]. В каждом поколении человек должен помнить: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[38].
Нам необходимо прочно укоренить веру в наших сердцах: «Знай же сегодня и возложи на сердце свое, что Г-сподь есть Б-г на Небесах наверху и на земле внизу, и нет другого»[39]. Мы видим своими глазами, что постижение каждого принципа знания вместе со всеми его основами приносит покой душе. Это имеет в виду стих Теилим: «Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу»[40]. Писание подчеркивает, что речь идет именно о совершенной Торе и о человеке, цельном в своей вере, основанной на принятом по традиции знании, которое служит ему ясными знаками и свидетельствами.
Наши учителя рассказывают, что материя — это завеса, отделяющая человека от Творца, ведь чистая родниковая вода, попав в русло реки, загрязненной нечистотами, и смешиваясь с ними, становится такой же мутной, утрачивая свои прежние свойства. И мы убеждаемся, что даже разрешенные действия, далекие от своей истинной утонченной формы, наносят огромный ущерб, и тем более непоправимый вред причиняет нарушение повелений Торы. Теперь же следует осознать, что вера большинства людей, не опирающаяся на ясное мышление, остается «упрощенной верой глупцов», лишенной какой бы то ни было основы. Мы должны строить свою веру на ясном мышлении, дабы она укоренилась в сердце непреложным убеждением.
Прежние впечатления могут быть очень сильны, и чтобы они не довлели над нами, мы должны приложить все свои силы для исправления своего мышления и просить о помощи благословенного Б-га. Необходимо остерегаться неверных поступков — иначе они соединятся с уже укоренившимся в нас влиянием подобных им действий, совершенных ранее, пробудят его и усилят.
[36] Хавакук 2:4.
[37] Шмот 20:2.
[38] Дварим 4:35.
[39] Дварим 4:39.
[40] Теилим 19:8.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»