Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Скромность в поведении, Исправление качеств, Смирение, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот
Покорность Господу — это постоянное ощущение своих обязанностей по отношению к Нему. Если это чувство постепенно овладеет тобой, то и характер изменится: ты не будешь повышать голос, гневаться, а тем более проявлять мстительность.
Как воспитать в себе покорность Всевышнему? Подумай о том, как мы бываем неблагодарны по отношению к Богу за все Его великие милости, и тебе станет стыдно. Сказано в Писании: «Господи, совестно мне поднять лицо и поглядеть на Тебя, ибо выше головы грехи наши и вина наша до небес». Тора учит покорности Б-гу, но проявляться послушание Господней воле должно в действиях, в исполнении заповедей. Подчиняясь Закону, человек сознает свое ничтожество по сравнению с той грандиозной миссией, для которой Б-г его предназначил.
Чтобы успешно бороться со своим «эго», человек должен осознать Б-жье величие. Для этого полезно взглянуть на историю человечества. Могущественные государства гибли в один день, целые народы попадали в рабство, миллионы людей истребляли друг друга в войнах. Что прочно в этом мире кроме славы Б-жьей? Поняв все это, человек почувствует, насколько он ничтожен и слаб, насколько он нуждается в Б-жьей помощи. Человек поймет, что ему нечем гордиться и что скромность приличествует ему более всего.
Как ведет себя человек, покорный Б-жьей воле? Он не мстителен, он добр, склонен прощать людям, даже тем, которые этого недостойны. Он скромен в быту и довольствуется малым: ест то, что Б-г пошлет, в одежде неприхотлив. Он всегда спокоен, ибо все ему достаточно, как сказано: «Праведник ест досыта, а желудок грешника пуст». Если, не дай Б-г, случится несчастье, скромный человек покорится воле Господа и примет все без жалоб. Гордец же будет злиться на весь свет и возненавидит своих ближних.
Но в исполнении Б-жьих заповедей слуга Господа, напротив, стремится к максимуму. Он неустанно работает над своим характером и не довольствуется малыми победами над ангелом-искусителем. Он не стыдится учиться у всех и каждого и, безусловно, достигнет вершин знания. Гордец же никогда не станет мудрецом, ибо считает ниже своего достоинства слушаться других. Помни, что Господь любит скромных и не взыскивает с них строго, как сказано: «Лучшая жертва Б-гу — смиренный дух».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?