Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Поступок братьев всецело проистекал из стремления к справедливости и закону, ибо они осудили Йосефа на смерть за грех злоязычия и клевету или же на основании закона

Чем более велик человек, тем сильнее его дурное побуждение[1]

«Раши говорил, что будь у него время, он составил бы комментарии, соответствующие возникающим каждый день новым пониманиям буквального смысла Писания»[2].

«Братья были заняты продажей Йосефа; Йосеф был облачен в мешковину и пребывал в посте; Реувен был облачен в мешковину и пребывал в посте; Яаков был облачен в мешковину и пребывал в посте; Йеуда был занят поиском жены; Всевышний был занят сотворением света Царя Машиаха»[3].

Законность продажи

Древняя, но всегда волнующая история о Йосефе и его братьях…

Тора рассказывает нам о произошедшем с «Коленами Израиля» — двенадцатью сыновьями Яакова. Целью самого Яакова было рождение двенадцати сыновей — «Колен Израиля». Чаянием и стремлением наших святых праматерей было рождение двенадцати сыновей — «Колен Израиля» — основы и корня народа, избранного для Б-жественного служения. Наши святые праотцы Авраам и Ицхак не смогли полностью отделиться от нечистоты. Только Яаков — избранный среди праотцов — настолько очистился, что удостоился стать родоначальником двенадцати Колен — основы народа Израиля.

Для еврейского народа в Творении заложена особая система управления. В ней трое праотцов являются Б-жественной Колесницей, а двенадцать Колен играют роль, которая в глобальной системе управления мирозданием отводится знакам Зодиака, — через них Б-жественное влияние спускается в материальный мир. Так и двенадцать Колен воспринимают и изливают в Творение милосердие, нисходящее от Б-жественной Колесницы, созданной для управления народом Израиля. Все это объясняется в святых книгах.

Если бы история Йосефа и его братьев произошла даже с самыми заурядными личностями, то и тогда мы были бы потрясены до глубины души: неужели люди способны пасть до такой степени греховности, чтобы замышлять смертельную расправу над младшим братом? И над кем? Йосефом, «юношей милым», младшим и любимым сыном своего пожилого отца, «сыном мудрым», которому Яаков передал свое Знание Торы, полученное им в Доме Учения Эвера! А ведь братья знали, какое безутешное горе принесут этим своему отцу Яакову!

Они не сжалились над Йосефом, видя его ужасные страдания и слыша его мольбу. Страшно представить, как он плакал и умолял их о милости. Братья сами говорили об этом: «Однако виновны мы за нашего брата, беду души которого мы видели, когда он взывал к нам, а мы не слышали…»[4] Представим себе, как страдала душа Йосефа в тягостном ожидании смерти от рук братьев! Эту боль вызывало не только желание жизни, свойственное душе каждого, но и ощущение страшной вины братьев, замысливших пролить невинную кровь. Йосеф обладал истинным Знанием Торы и страшился совершения ими столь ужасного преступления. Представив себе случившееся, мы можем понять, какую боль он испытывал, как страдал, умоляя своих братьев о милости! Могут ли вообще люди быть столь жестокосердными?!

Допустим, так мог поступить некто, чей разум помутился, а душа попала под власть искаженных и противоестественных побуждений, но ведь это совершили десять великих в знании и праведности сыновей Яакова! К тому же один из них — Реувен — увещевал остальных не совершать греха! Все это совершенно непонятно!

Более того, осуществив свой ужасный замысел и бросив Йосефа «в яму, в которой нет воды»[5], но «полную змей и скорпионов»[6], «братья сели есть хлеб»[7]! Это уже совсем несвойственно природе человека!

Наши великие мудрецы объясняют произошедшее, исходя из осознания исключительной мудрости и праведности сыновей Яакова, которую подтверждает даже буквальное понимание этих стихов Торы. Поступок братьев всецело проистекал из стремления к справедливости и закону, ибо они осудили Йосефа на смерть за грех злоязычия и клевету или же на основании закона: «Если некто пытается тебя убить, убей его прежде»[8]. Однако как можно вынести, а тем более привести в исполнение приговор, которому противится все естество человека?!

Но как раз в этом и проявляется величие и духовная сила братьев Йосефа. Они осудили его, придя к выводу, что для него самого и для всего мира предпочтительнее будет его смерть. А приняв это решение, они смирили в себе все другие чувства. Их сердца разрывались от боли, их переполняла жалость, свойственная великим праведникам. И все же в мощи своего разума они вынесли приговор о предании смерти своего брата, праведного Йосефа, невзирая на то, что он был безгранично любим отцом, связан с ним всей душой и взывал к ним в разрывающей сердце мольбе. Духовные силы братьев были столь велики, что им хватило мужества извлечь из всех них одну и применить ее, когда это, с их точки зрения, было необходимо. Они смогли настолько сосредоточиться на ней, что она осветила их души и не оставила места для других чувств и эмоций. Чтобы воспользоваться столь огромной силой, от братьев требовался величайший «уровень человека» и высшая степень трепета перед Б-гом. Они знали о возвышенности своих душ, а потому сочли свой поступок правильным. Это принесло им душевный покой, «и они сели есть хлеб»[9].

Чистота суда

Из буквального смысла Торы следует, что причиной произошедшего стали упрощенные человеческие чувства: «И Израиль любил Йосефа больше всех его братьев, ибо он — сын его старости, и сделал ему полосатую рубашку. И увидели братья, что их отец любит его больше всех братьев и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно. И Йосеф увидел сон, и поведал его своим братьям, и они еще больше возненавидели его. И он сказал им: послушайте… И сказали ему братья: неужели ты воцаришься и будешь властвовать над нами? И они еще больше стали ненавидеть его за его сны и речи. И он увидел еще один сон… И завидовали ему братья…»[10]. Из всего этого следует, что именно такие приниженные чувства, как зависть и ненависть, стали причиной произошедшего!

Необходимо вспомнить то, о чем мы уже говорили: как бы человек ни был велик и на сколь высокий уровень ни поднялся, в его душе все же продолжают действовать силы и склонности его естества. Эти свойства глубоко сокрыты в душе человека, так что он их совершенно не замечает, полагая, что выносит верные решения. На самом же деле его душевные склонности приводят к ошибкам в мышлении, неверным решениям и даже вынесению смертного приговора собственному брату.

И Тора, раскрывающая глубины души человека, указала истинные подсознательные причины поступка братьев Йосефа. Именно зависть и ненависть к Йосефу привела братьев к их решению. Отсюда мы видим, сколь непомерной властью обладают побуждения естества даже над самыми великими из людей. Даже если природные склонности проявляются лишь в самой утонченной форме, все же они способны привести к просчетам в мышлении и совершению ужасных поступков. Насколько же мы должны опасаться сил естества, властвующих над человеком, — ведь они могут привести к искажению мышления и, как следствие, к ужасающему греху.

[1] Произнесено накануне шабата гл. Вайешев, 20 Кислева 5677 (1917) года. Записано нашим учителем, великим мудрецом, раби А.И.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2] Рашбам, Берешит 37:1.

[3] Берешит Раба 85:1.

[4] Берешит 42:21.

[5] Берешит 37:24.

[6] Шабат 22а.

[7] Берешит 37:25.

[8] Брахот 58а.

[9] Берешит 37:25.

[10] Берешит 37:3-11.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Еврейский взгляд на супружеские отношения в корне отличен от взглядов, принятых в современном обществе. Объясним подробнее. Интимные отношения между супругами сближают их духовно и физически, превращая в одно целое. Муж и жена становятся единым организмом и одной душой Читать дальше