29 апреля 2019 года, темы: Траур, Катастрофа, Хасиды, Праведник
Редакция сайта Толдот.ру с глубоким прискорбием сообщает, что 23 нисана 5779 года (28 апреля 2019) в Иерусалиме в возрасте 96 лет скончался рабби Менахем-Мендл Тауб, адмор из Калива. Барух Даян а-эмет.
На протяжении многих десятилетий рабби Тауб был не только признанным во всем мире лидером хасидизма, но и одним из духовных руководителей всего нашего поколения. Рав Ицхак Зильбер (заца"л) называл его своим Раби.
Рабби Менахем-Мендл Тауб родился в Трансильвании в 1923 году в семье рабби Йегуды Йехилэля Тауба. В 1944 году в возрасте 21 года вместе со всеми своими братьями и сестрами он был отправлен в Освенцим, где его использовали в качестве подопытного в экспериментах над людьми, проводимых нацистским «исследователем» Йозефом Менгеле.
Из Освенцима рабби Менахема-Мендла перевезли в Варшавское гетто, оттуда — в концлагерь Бреслау и наконец — в Берген-Бельзен. Рабби Тауб единственный из всей своей большой семьи остался в живых. В 1947 году вместе с женой он иммигрировал в США, но всегда помнил, что его истинный дом — на Святой Земле. В Израиль они репатриировались в 1962 году, и уже на следующий год в Ришон ле-Ционе раби Тауб основал ешиву Кирьят-Калив.
Всю свою последующую жизнь рабби Менахем-Мендл уделял огромное значение увековечиванию памяти о Катастрофе среди своих многочисленных учеников, за что его стали называть «Адмором Холокоста».
«Тот еврей, который не вспоминает о Катастрофе ежедневно — отрицатель Катастрофы, — говорил адмор из Калива. — И не только потому, что он обязан благодарить и славить Вс-вышнего за явные чудеса, благодаря которым никому не удалось уничтожить еврейский народ, но ради тех уроков, которые преподала нам Катастрофа. Когда я был на волосок от смерти в Варшавском гетто, я сказал “Шма Исраэль!” и попросил Вс-вышнего: Не оставь меня среди мертвых, чтобы я мог повторять “Шма Исраэль!” с живыми. Б-г спас меня, и с тех пор существует мой бейт-мидраш “Шма Исраэль”, в котором изучение Торы неотделимо от памяти Катастрофы, ее уроков и надежды на спасение еврейского народа».
До последних дней рабби Тауб работал над проектом создания первого в мире религиозного музея Катастрофы, который планируется построить в Иерусалиме, а также над религиозной «Энциклопедией Холокоста». Главная идея обоих проектов — увековечение духовного героизма евреев Европы, не отказавшихся от исполнения заповедей даже в невыносимых условиях нацистского террора.
Рабби из Калива говорил, что существующий музей Катастрофы — «Яд Вашем» — показывает, главным образом, страдания евреев, а религиозный музей будет говорить, в первую очередь, об их духовной силе, о вере, о ежедневном прославлении Имени Вс-вышнего в лагерях смерти.
В последние годы рабби Таубу было тяжело читать, но это не останавливало его и он продолжал работать по нескольку часов в день, диктуя. Рабби Менахем-Мендель Тауб был автором нескольких фундаментальных трудов, среди которых — комментарии на Хумаш, Псалмы, Пасхальную Агаду, шесть томов ответов на алахические вопросы и другие.
Как адмор хасидского двора, Рабби из Калива руководил сетью колелей и ешив, и при этом в течение последних 70 лет много путешествовал по миру, делясь с миллионами евреев своей историей, рассказывая о Катастрофе, призывая читать «Шма Исраэль» в память о погибших. Рабби Тауб активно занимался приближением евреев к вере своих отцов, выступая перед самыми разношерстными аудиториями — от профессоров до полицейских.
Одна из инициатив рабби Тауба — программа под названием «Бар би рав дехад йома», которая некоторое время назад работала по всему Израилю и включала в себя «Дни Торы» и семинары для широкой публики.
Хасидские фарбренгены, семинары и мероприятия, посвященные памяти жертв Катастрофы, Ребе часто завершал традиционной песней каливских хасидов «Сол о кокош мар». В начале XIX-го века основатель хасидской династии Калив рабби Ицхак Айзек Тауб (ученик раби Элимелеха из Лиженска) услышал, как поет эту песню простой пастух и превратил ее в аллегорию, в которую вложил все те чувства, которые испытывает еврейский народ в ожидании Машиаха: ожидание, вера, тоска, терпение, страдание, надежда… Последнюю строку пели вместе с Рабби Менахемом-Мендлом все слушатели на иврите: «Да будет восстановлен Храм и да наполнится град Сион сынами Израиля…»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?