Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Связь Б-га с еврейским народом неразрывна. Б-г всегда наблюдает, что происходит с евреями. Есть разные формы и уровни наблюдения. Но основные линии можно понять из стиха в «Шир а-Ширим». Это поэма любви и неразрывной связи между Б-гом и еврейским народом.

В праздник Песах в ашкеназских общинах принято (Рамо 490:9) читать «Шир а-Ширим» («Песнь песней»). Обычно это делают в субботу: в этом году в Израиле читают ее в первый день Песаха, а вне Израиля — в восьмой.

Связь Б-га с еврейским народом неразрывна. Б-г всегда наблюдает, что происходит с евреями. Есть разные формы и уровни наблюдения. Но основные линии можно понять из стиха в «Шир а-Ширим». Это поэма любви и неразрывной связи между Б-гом и еврейским народом.

Там сказано: «…вот стоит он за стеной, заглядывает в окна, засматривает сквозь щели» (2:9). Б-г стоит за нашей стеной — «омэд ахар котлену», «машгиах мин а-холонот» — наблюдает из окон, «мэциц мин а-хараким» — засматривает сквозь щели.

Это виды наблюдения (Ашгаха) Б-га за еврейским народом. Виленский Гаон (а-Гро) спрашивает: а в чем различие — наблюдать сквозь окна или сквозь щели? И отвечает: окна — большие, когда кто-то смотрит в окно на другого, и наблюдатель видит того человека, и самого наблюдателя можно увидеть. А щели — маленькие, наблюдатель может видеть того, за кем наблюдает, а «объект» его не видит.

Б-г наблюдает, видит нас и заботится о нас, но мы это не всегда видим и понимаем, потому что это — «сквозь щели».

Известна притча: царь изгнал своего сына на остров, где живут только разбойники и дикие звери, но жалеет царевича и заботится о нем. Наблюдает за ним «с удаленного доступа». На острове размещена охрана, которая не показывается, иногда отец приезжает туда сам, смотрит из-за зарослей. Сын под наблюдением в каждый момент, но он этого не видит. Если нападают звери или разбойники, царевич видит: «совершенно случайно» приходит какой-то солдат или какой-то отряд, неожиданно оказавшийся на острове, и нападающие разбегаются… Царский сын не знает, что он под охраной, думает, что о нем никто не помнит и не заботится, но каждый раз почему-то совершенно случайно спасается в последний момент.

Это две основные формы. Мы не только «видим» или «не видим». Есть и еще возможности: больше видим или чувствуем, меньше... Еврейский народ в течение многовекового галута (изгнания) не мог бы сохраниться без такого наблюдения. Но оно ведется на разных уровнях. В галуте, мы, в целом, не можем его почувствовать. Но кто внимательно всматривается, тот может увидеть и почувствовать и более скрытое наблюдение Б-га. Наблюдение Б-га над еврейским народом имеет сотни и тысячи уровней.

Слышал от одного еврея красивое выражение: «Ашгаха — занавес, за которым Б-г скрывается, — достаточно плотный для того, кто не хочет видеть, и достаточно прозрачный для того, кто видеть хочет…»

 


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.