Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Дорогие друзья! Поздравляем вас и ваших близких с Песахом, праздником свободы и очищения. Пусть каждому из вас удастся выйти из собственного Египта, будь то материальные или духовные проблемы. Песах кашер ве-самеах, веселого и кошерного Песаха, дорогие читатели!

Рамбан обращает внимание на то, что Б-г повелел нам соблюдать многочисленные заповеди в память о выходе из Египта: налагать тфилин, праздновать Песах, выкупать первенцев и т.д. Для чего Он дал нам эти заповеди? — Чтобы они служили свидетельством и напоминанием во всех поколениях о чудесах, которые Он совершил для нас при выходе из Египта. Т.к. Б-г не совершает такого уровня чудес в каждом поколении, перед глазами каждого, кто их отрицает, Он повелел нам сохранять память о них, передавая её детям и внукам.

Эти слова Рамбана проясняют значение заповеди «И скажи сыну твоему…». Рассказывая об Исходе, человек усваивает знание о великих чудесах, в которых Всевышний открыл Себя и которые при выходе из Египта видели все. Так это знание передаётся из поколения в поколение. Утверждение Рамбана о том, что Всевышний, благословен Он, не будет совершать знамений и чудес перед глазами каждого преступника или неверующего, интересно «проиллюстрировал» рабби Исраэль Салантер зацал (приводится в книге Тнуат а-Мусар, с. 318).

Однажды, когда рабби Исраэль возвратился после поездки в город Мемель, в гостиницу, где останавливался, он увидел, что хозяин гостиницы изменил своё отношение к Торе и начал пренебрегать соблюдением заповедей. Рабби Исраэль спросил его о причине этого, и тот рассказал: несколько дней назад у него поселился один койфер (атеист), который отрицал в его присутствии учение о воздаянии (что человека ожидает награда за правильные действия и наказание за неправильные). Желая продемонстрировать, что слова его истинны, этот господин послал в лавку за трефной колбасой и громко заявил: «Если Всевышний наблюдает за нами и награда и наказание существуют — пусть я подавлюсь, как только запретная пища попадёт мне в гло тку!».

Койфер ел трефу на глазах у всех, и ничего с ним не случилось. А затем провозгласил: «Всевышний не смотрит на нас, и всё — неправда!». Хозяин гостиницы растерялся, и вера его ослабела. Раби Исраэль ничего не ответил и ушёл к себе. Через некоторое время дочь хозяина вернулась из школы и радостно сообщила, что получила свидетельство об окончании учебного года. Там по двум предметам отличные оценки: по математике и пению! Рабби Исраэль позвал девочку к себе и попросил спеть что-нибудь, чтобы доказать: она действительно умеет петь и получила оценку заслуженно. Та отказалась. Тогда рабби Исраэль позвал отца и сообщил, что его дочь плохо себя ведёт и не слушается. Удивлённый отец спросил, почему дочь перечит рабби Исраэлю, и она ответила: ей кажется неподобающим и странным вдруг встать и запеть перед всеми в неподходящее для этого время, в неподходящем месте, чтобы доказать, что она талантлива. Разве может такое придти в голову: каждому, кто не поверит, она должна доказывать, что умеет хорошо петь? Ведь она тогда будет выглядеть сумасшедшей! Для того и поставили оценку. А кто хочет убедиться лично, найдёт для этого подходящую возможность и время.

Ответ понравился отцу девочки, и он полностью согласился с ним. Рабби Исраэль попросил девочку выйти и сказал отцу: ответ вашей дочери может быть и ответом на вопрос, наблюдает ли Всевышний за нами. Ведь Он уже доказал на глазах всех народов, что видит всё, — с помощью открытых чудес при нашем выходе из Египта. И у нас есть свидетельство об этом — дарованная нам Тора.

Кто хочет узнать пути Всевышнего, закончил рабби Исраэль, может сделать это, изучив наше свидетельство, выданное на глазах у всего мира. В других доказательствах нет необходимости!


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.