Из цикла «История евреев Стамбула», темы: Ашкеназы, Синагога, Еврейская история, Диаспора, Еврейские кладбища, Путешествия, Еврейская община, Теракты
Оглавление
Один из старейших еврейских районов Стамбула — Хаской, получил свое название от палаточного городка, построенного в этом районе султаном Фатихом Мехмедом после завоевания Стамбула.
После освобождения Стамбула некоторые из евреев, живущих в районах Бахчекапы-Eminonii, переселились в Хаской, и евреи, которые приехали из Цфата, также поселились там.
Некоторые из сефардов, прибывших из Испании и Португалии после 1492 года, и те, кто прибыл из Родоса в 1599 году, также поселились в этом районе.
Некоторые члены общины романиотов (евреев Византии), которую переместили после пожара 1633 в Сибали и после 1660 в Аязма Каписи, также прибыли в Хаской. Евреи, живущие рядом с мечетью Валиде Султан (новая мечеть) с Византийской эпохи были вынуждены покинуть район в 1728 году. Они также решили переехать в Хаской.
Главные еврейские кварталы Хаской: Abuso Ла Кайе (Нижняя улица), Маалем Kececi Пири, Arabacilar, шейх Салих (произносится как «Ciksalin»), Кордова, Паша Пири, Ени Mahalle, Parmakkapi, Калайси бахче и Sarayiko.
Самым аристократическим кварталом Хаской был Маалем. Главная улица была известна как «La Kaleja de los Borones».
Многие семьи переехали в Хаской после пожаров в Стамбуле в 1715 и 1756 годах. Следующий большой пожар произошел в 1804 году. 11 синагог и 500 домов были полностью сожжены, а около 150 домов пострадали.
В последующие годы в Хаской было еще несколько пожаров, и каждый раз сгорали сотни домов, магазинов и много синагог. Несколько крупных пожаров были в 1894 (шейх Салих), 1900 (Паша Пири), 1905 (Маалем), 1908 (Арабская Аcilar), 1909 (Кавак Aynali), 1918 (Кордова) и 1923 (Кавак Aynali)
Некоторые из евреев, потерявших свои дома и коммерческие предприятия в результате пожара 1920 года, поселились в Касим-паша, создав общину с синагогой и школой.
В 1950-х годах деревянные особняки еврейской аристократии уже не существовали, и еврейская жизнь в районе замерла. Синагоги закрывались одна за другой из-за сокращения общины и ресурсов, единственной синагогой, сохранившейся в 1960-е годы, была синагога Маалем.
В районе Балат, который находится между Ayvansaray и Фенер, в начале XX века жило около десяти тысяч евреев.
До 1950-х годов большинство жителей там составляли евреи.
В XVII веке это был самый значимый район для еврейской жизни города.
Первыми еврейскими жителями Балата были около ста малообеспеченных семей, родом из города Кастория в Македонии. После 1492 года здесь поселились сефардские иммигранты из Испании и Португалии. Здесь также приняли тех, кто эмигрировал из Родоса в 1599 году.
Романиоты — евреи Византии — и иммигранты испанского происхождения сначала жили отдельно друг от друга, молились в своих синагогах и соблюдали свои обычаи. Однако после нескольких землетрясений, последовавших за ними пожаров и в связи с быстрым ростом населения области эти две общины полностью слились.
Было семь отдельных и независимых районов разных общин в Балате: Сигри, Карабаш (Lonca), Дубек, Архида, Kasturiya (Дворец Tekfur), Istipol (Сальма Tomruk) и Тахта Минаре (деревянный минарет).
Землетрясение 1894 года и несколько крупных пожаров заставили богатые семьи переехать в современные районы города. Те, кто испытывал экономические трудности, эмигрировали в Израиль после его создания в 1948 году. Эти два события вызвали значительное сокращение числа евреев, проживающих в Балате.
Сиркеджи — последняя остановка знаменитого Восточного экспресса, который соединял Европу со Стамбулом.
Кстати, именно в нем был написан знаменитый детектив Агаты Кристи, и сейчас в ресторане «Восточный экспресс» можно увидеть ее портреты и фотографии сцен из фильма «Убийство в восточном экспрессе».
Сиркеджи, находясь недалеко от пирса, который был пунктом погрузки и выгрузки товаров и торговым центром, всегда был важен для торговцев.
В Византийскую эпоху евреи, как правило, жили на южном берегу Золотого Рога, особенно в районах между современными Бахчекапы и Софией (включая окрестности Сиркеджи сегодня).
Ворота района, которые открывались от османских стен к морю, назывались Porta Iudece или Porta Hebraica (еврейские ворота) — сегодня Бахчекапы.
Крестоносцы, вторгшиеся в Стамбул во время четвертого крестового похода в 1204 году, устроили большой пожар в этом районе. Огонь, усиленный порывами ветра, быстро уничтожил здания.
Сегодня синагоги Бейт-Авраам и Корапчи-Хан посещают евреи, работающие в Сиркеджи и торговом районе Махпутпаса, а также бывшие жители Сиркеджи и их дети.
С 1846 года, когда начались организованные морские прогулки, Принцевы острова стали любимым местом отдыха евреев Стамбула. В Буюкаде, Бургазаде и в некоторые периоды в Хейбелиаде еврейское население значительно увеличивалось в летние месяцы.
С другой стороны, Кыналыада не пользовалась большой популярностью среди евреев. Профессор-историк Авраам Галанте, живший на острове Кыналыада в течение 15 лет, после возвращения из Анкары в 1946 г., называл острова Кыналыада самым спокойным из всех островов.
Еврейские поселения в районе Хайдарпашак были созданы ко второй половине XIX века.
После уничтожения большей части района в пожаре 1922 года его жители переехали в другие места, и сегодня в районе осталось лишь 5-10 еврейских семей. После строительства мостов через Босфор 1500 семей, почти четверть еврейского населения города, проживают круглый год в анатолийской части города — от Кадыкой до Пендика.
На анатолийском берегу Мраморного моря еще функционируют две синагоги: Hemdat — израильская синагога и Бейт-Эль в Caddebostan.
Многие еврейские поселения, большинство из которых сегодня не существует, были построены на Анатолийском (Азиатском) побережье Босфора: Ускюдар, Daghamami, Baglarbas, Kuzguncuk, Selamsiz, Пашабахче и Бейкоз.
Считается, что евреи Ускюдара избежали галатской эпидемии чумы 1618/1625 гг., поселившись в этой местности.
После пожара 1756 года в Сибали многие еврейские семьи поселились в районах Ускюдар и Kuzguncuk.
Район Daghamami на холмах Uskudar был заселен семьями, которые пострадали меньше других. Однако после непрекращающихся пожаров, особенно катастрофических в 1921 году, когда сгорели 164 еврейских дома, школы и синагоги, все семьи покинули этот район и переехали в Kuzguncuk или Хайдар-паша.
В конце XIX века в Пасабахче и Бейкозе существовала постоянная община, кроме тех, кто жил там только летом.
Бейкоз с его синагогой, школой и талмуд-торой был небольшим, но хорошо оборудованным еврейским поселением. Одним из самых важных предприятий в области был стекольный завод под названием Fabbrica Vetramini di Constantinople, основанный в 1884 году раввином Шабтаем Леви. Позже он был продан семье Saul D. Modiano, родом из Италии. В годы, последовавшие за закрытием завода, еврейские семьи из этого района переехали в другие части города.
Европейское побережье Босфора, находясь ближе к центру города и к коммерческому району, экономически развивалось быстрее, чем Анатолийское. Еврейские поселения на Европейском побережье также были более многочисленны и росли быстрее, чем на Анатолийском.
Во второй половине XIX века и в начале XX в Буюкдере была построена небольшая синагога. Ее построила семья Камондо. Этот район был любимым местом летнего отдыха работников иностранных посольств и богатых еврейских семей.
Известно, что некоторые состоятельные евреи предпочитали проводить летние каникулы в Еникой. У графа Камондо в Еникой был особняк.
Согласно архивным записям, евреи селились в Арнавуткой с 1654 года. По данным Eremya Челеби, евреи, которые там жили, «имели утонченный вкус и обладали музыкальными способностями».
Евреи покинули этот район после пожара 1887 года, во время которого 264 еврейских дома сгорели дотла со всем имуществом. Синагога, действовавшая в Арнавуткой до 1950-х годов, была заброшена, так как общины там больше не существовало.
Ортакей и смежный с ним Kurucesme были известны как еврейские районы, начиная с эпохи Византии.
Челеби писал, что в XVII веке большая часть Ортакей была заселена евреями. Знаменитый особняк Дона Юзефа Наси — Бельведер — был построен в районе Ортакей. Ортакей был густонаселенным и важным еврейским районом, а главными еврейскими кварталами Ортакей были Тас Мердивен, Каракас и Дере.
Этот район с мечетью Ортакей, греческой церковью, армянской церковью и синагогой Эц Хаим — все в радиусе 500 метров — символизирует «межконфессиональную гармонию» в Османской империи, а также современной Турции.
Профессор Галанте, опираясь на информацию, почерпнутую из газеты «Эль Тиемпо», сообщает, что в 1910 году здесь была построена школа для 80 студентов (где было совместное обучение), а после Первой мировой войны евреи Куруцесме и Арнавуткой объединились в одну общину.
Известно, что в Бешикташе была создана еврейская община с бейт-дином. Во время «Большого Бешикташского пожара» 1891 года синагога сгорела; тогда из 1746 погибших 216 были евреями. После этого султан даровал еврейской общине большой участок земли для строительства новой синагоги и талмуд-торы.
Галата является важным торговым центром, и евреи, как известно, живут там с XIII века.
Изгнанные из Византии в V веке императором Феодосием, евреи были вынуждены поселиться в районе, известном как Стенум, или остаться на севере Золотого Рога, у подножия Галаты.
Район, где в 1894 году проживало около 500 еврейских семей, был популярен у тех, кто спасался от пожаров в городе, а также у тех, кто хотел жить в более современной части города, особенно у тех, кто прибыл из Хаской и Балата. Так продолжалось до 1950-х годов. Демография изменилась, когда многие семьи, особенно с низким уровнем доходов, переехали в Израиль (1947-1949). Более обеспеченные семьи переехали в северные части города, такие, как Таксим, Нисантаси и Шишли. Здесь было много синагог и благотворительных фондов, многие из которых действуют и поныне.
В истории Стамбула евреи, проживающие в Галате, сыграли особую роль. Они веками вносили заметный вклад в экономику империи, развивали банковское дело и торговлю. Султаны охотно брали на службу советников-евреев, поручая им важные дипломатические миссии и нередко — шпионаж.
Южная часть района Галата, от площади Топхане до Галатского моста, известна как район Каракёй, что в переводе с турецкого означает «Чёрная деревня». В Средние века здесь была община караимов, или, как их называли турки, «караев». Они и дали название нынешнему району.
Считается, что караимы появились в Стамбуле еще в IV веке. Согласно легенде, император Феодосий благоволил не только христианам, но и караимам, многие из которых приехали тогда в Константинополь. Впрочем, из более достоверных источников следует, что община караев возникла здесь в 9-ом веке.
При последних византийских императорах караимы составляли значительную часть горожан, в Каракёе действовало 7 караимских кенасс. После захвата Константинополя османами в 1453 году караимская община продолжала развиваться, однако, начиная с XVI века, большая часть караимов вынуждена была эмигрировать в Крым и Восточную Европу. К XIX-ому веку в Стамбуле осталась лишь одна караимская община, вытесненная турками в район Хаскёй. Там и сегодня проживает около 80 караимов. До турецкого завоевания константинопольские караимы говорили на особом диалекте греческого языка, а затем у них сформировался особый караимский язык, близкий к турецкому.
Евреи, жившие в Западной Европе с V века, изначально находились под защитой королей, которые желали с их помощью укрепить экономику и собственную власть. Но в Средние века, по мере роста влияния церкви, отношение к евреям становилось всё хуже.
Со временем Англия, Франция и Германия начали высылать евреев, «выталкивая» их на Восток. Евреи из Германии массово переселялись в Польшу, где создали около 60 различных общин. За короткий промежуток времени Польша стала центром еврейской «ашкеназской» учености и культуры.
Присутствие ашкеназских евреев в Османской империи стало значительным во второй половине XIV века. Некоторые из ашкеназских евреев, изгнанных из Венгрии в 1376 году и из Франции в 1394, нашли убежище в Османской империи во времена правления Султана Мурада II — сына Султана Мехмеда I. Ашкеназы выделялись своей одеждой и обычаями, говорили на идиш. Иммиграция ашкеназов в Османскую империю продолжалась и позже. Во время Крымской войны евреи, прибывшие из Керчи, также обрели мир и спокойствие на османских землях. Ашкеназы, прибывшие в конце XIX века из различных европейских стран, были освобождены от уплаты налогов — таковы были привилегии согласно соглашениям о капитуляции. Эти евреи были подотчетны только консульствам тех стран, из которых они прибыли. Они также не были подчинены власти главного раввина. Это вызвало раскол между ашкеназами и сефардами в Османской империи.
Материальное положение и образование новоприбывших не было однородным, поэтому они образовали различные общины. После долгих обсуждений под руководством д-ра Маркуса между ашкеназами и раввинатом было достигнуто соглашение. Это произошло 26 января 1912 года. Документ содержал восемь частей, регулирующих финансовые и религиозные отношения сторон. Это соглашение позволило создать общинную структуру, и было решено учредить «Ашгаху», общинный совет, связанный с раввинатом.
Первый президент этого совета Анри Рейсснер пользовался печатью: «Шул ун синагогэ Ахносэс Орхим (Aschkenasim) Constantinopel — Бейт-Сефер и бейт а-Кнесет Ahnasat Orhim (Ashkenazim) Constantinopel».
Название общины было изменено в 1962 году, с тех пор она известна как «Старый еврейский фонд ашкеназим».
В своей книге «Евреи Турции», изданной в 1925 году, Давид Трич пишет, что в Стамбуле проживает около десяти тысяч ашкеназов. В настоящее время их менее одной тысячи.
Из трех синагог, которые до недавнего времени принадлежали общине ашкеназим в Стамбуле, только синагога Йуксек Калдирим в настоящее время открыта для службы, а синагоги Ор Хадаш и Тофрей Бегадим закрыты. Натан Мидраш во дворе Ортакой Эц-Хаим продолжает вести службу по обычаю ашкеназов
Здание с тремя белыми арками на бледно-розовом фасаде, со всех сторон плотно окруженное городской застройкой, — это и есть ашкеназская синагога.
Синагога находится на правой стороне улицы, и её арки видны не сразу. Ориентируйтесь на ажурные металлические ворота при входе в синагогу.
Ашкеназская синагога расположена в Галате не случайно. Издавна этот район считался основным местом обитания стамбульских евреев. Большинство из них было сефардами; ашкеназы жили там отдельной общиной и основали собственную синагогу.
Миньян в синагоге собирается ежедневно.
Чтобы попасть в эту синагогу на службу, необходимо написать заранее письмо в общину ашкеназских евреев с приложением скана загранпаспорта и прийти с оригиналом.
Синагога находится рядом со станцией метро Сишанэ, а дальше надо идти по навигатору, т. к. найти ее самостоятельно мало реально. Я проходил мимо несколько раз, пока ее нашел.
Синагога построена в эпоху Византийской империи в 1427 г. евреями, которые приехали из македонского города Охрид (по названию которого и названа синагога).
Это одна из первых синагог в Стамбуле, ее выстроили в XV веке в районе Балат. В 1991 г. была проведена масштабная реставрация, но основные детали внутреннего оформления остались в прежнем ключе — например, бима (возвышение) выполнена в виде носа корабля, символизирующего Ноев ковчег. По другим толкованиям, эта деталь символизирует судно султана Баязида, доставившее опальных евреев из Испании в нынешний Стамбул. Особая гордость местных евреев — свитки Торы. Хотя синагога может вместить до 500 человек, не всякий желающий может туда попасть, сначала нужно получить одобрение раввината.
Это здание известно еще и тем, что здесь когда-то проповедовал лже-Мессия Шабтай Цви.
Сейчас эта синагога по будням не работает. Попасть туда очень сложно. Раз в неделю организуют экскурсии для групп. Мне пришлось писать письмо в главный раввинат, и мне выделили один час на посещение.
Синагога находится в 35 минутах ходьбы от станции метро Халик, а дальше по навигатору. Я дошел меньше чем за час пешком от Галатской башни: перешел Галатский мост и повернул направо в район Балат (Фатих).
Название этой синагоги переводится как «Оазис мира». В Стамбуле на протяжении его истории были и другие синагоги с таким названием. К концу 1937 года синагоги Кенесет (Аполлон) и Зюльфарис в районах Галата и Бейоглу уже не могли удовлетворить религиозные потребности быстро растущего еврейского населения. Для таких праздников, как Песах, Рош а-Шана и, особенно, Йом-Кипур, сдавались в аренду различные помещения. Это было разрешено специальным постановлением — только в эти дни и в качестве временной меры. В дальнейшем в актовом зале первой Еврейской начальной школы студенты стали проводить богослужения. В 1948 году лидеры общины решили построить синагогу на том же месте. Эли Вентура и Бернар Мотола, два молодых выпускника Стамбульского технического университета, утверждали, что такой проект может быть подготовлен только с великим энтузиазмом; поэтому они попросили дать им возможность разработать его. Через полгода руководители общин приняли проект, подготовленный Эли и Бернаром.
Самой большой проблемой для Эли и Бернара было спроектировать купол, который мог бы выдержать вес массивной и величественной люстры. Расчеты были выполнены известным архитектором Боденом, а литье — мастером Гарбисом. Рисунки для витражей были сделаны в Академии Художеств, а стекло для них завезено из Англии.
Синагога Неве-Шалом открыла свои двери в воскресенье, 25 марта 1951 года (17 Адара 5711) в 10:00 утра. Церемонию открытия и молитву вел рав Рафаэль Сабан, религиозный лидер общины.
Со дня открытия синагога Неве-Шалом видела много счастливых событий, но, к сожалению, не только…
Первое нападение террористов было совершено в субботу 6 сентября 1986 года, 22 еврея погибли во время субботней молитвы. Второе нападение было совершено в субботу 15 ноября 2003 года. Два автомобиля перед синагогами Неве-Шалом и Шишли Бейт-Исраэль взорвались одновременно, шесть человек, находившихся в синагогах, пять охранников, один полицейский и одиннадцать граждан, находившихся на улице, погибли.
В Стамбуле чтут память жертв террора.
Сейчас синагога работает по субботам и праздникам, а в будние дни в ней работает еврейский музей, где можно получить информацию об истории евреев Стамбула, знаменитых деятелях еврейской общины, обрядах и обычаях турецких евреях и современной еврейской жизни.
В музее имеются также интерактивные стенды. В частности, познавательный стенд о миграции сефардов и ашкеназов, начиная с эпохи разрушения Второго Храма, стенд, посвященный знаменитым евреям Турции, а также стенд с блюдами традиционной кухни турецких евреев; можно даже отправить себе рецепты по электронной почте и затем попробовать приготовить дома самостоятельно.
Для посещения музея необходимо принести паспорт и приобрести входной билет.
Синагога находится рядом со станцией метро Сишанэ, а дальше нужно идти по навигатору.
Это здание было построено в 1920-х годах как прядильная фабрика. В 1950-х годах еврейское население районов Нишанташи и Шишли быстро росло, поэтому было решено приобрести землю, на которой сейчас расположена синагога.
Исполнительный Совет общины Галата-Бейоглу-Касимпаша-Шишли (фонд Неве-Шалом) объявил конкурс на лучший проект для новой синагоги.
В 1951 году архитекторы Арам Дерегобян и Як Пардо получили заказ на строительство. После необходимых согласований, 25 января 1952 года была проведена церемония закладки фундамента синагоги.
В этом здании были проведены молитвы Рош а-Шана и Йом-Кипура, хотя дизайн интерьера еще не был завершен. Надпись «Kal Kadosh Beth Israel» на двери синагоги была написана Дарагобяном. Купол внутри и шестиконечная звезда были созданы известным мастером Онником Сезарлияном. Пять рельефных камней по обеим сторонам фасада здания символизируют Десять заповедей. Сверху — голубой свод. Миква начала работать в 1961 году. Она служила общине в течение недолгого времени.
15 ноября 2003 года возле синагоги был взорван грузовик, было убито множество людей и причинен значительный ущерб зданию. Синагога была вновь открыта для службы в январе 2004 года после ремонтных работ.
Миньян в синагоге собирается ежедневно рано утром.
Чтобы попасть туда на службу, необходимо написать заранее письмо в общину Неве-Шалом, приложить скан загранпаспорта и прийти с оригиналом.
Синагога находится рядом со станцией метро Османбей в районе Шишли.
Еврейское население в Кемербургазе росло, поэтому было принято решение построить в этом районе синагогу. После получения необходимых разрешений от Eyüp муниципалитета и других государственных органов в 2006 году синагога Şaar Aşamayim была открыта. Название синагоги переводится как «Врата Небес». Это помещение на 150 человек.
28 июля 2008 года руководство синагогой была передана фонду Неве-Шалом.
В 50-е годы еврейские семьи, проводившие лето на Бургазаде, собирали миньян у себя дома, т.к. людей было немного. В 60-ых годах население так выросло, что на острове понадобилось строить синагогу. Она была построена в 1968 году после получения соответствующего разрешения. Её назвали «Оэль Яаков» — «Шатер Яакова», чтобы почтить Яакова Мазона за его вклад в создание и развитие синагоги.
Эта синагога открыта для служб только в летнее время, как и другие синагоги, расположенные в районе Адалар.
Остров Бургазада (Burgazada) — третий по размеру из Принцевых островов. Площадь острова всего 1,5 км². Тем не менее, в настоящее время на нем проживают около 3-х тысяч человек. С апреля по октябрь (в туристический сезон) количество людей на острове, увеличивается почти вдвое.
Принцевы острова — архипелаг в Мраморном море, состоящий из девяти небольших островков, он относится к административному району Стамбула, называется Адалар (Adalar).
На сегодняшний день острова являются одним из самых популярных мест для однодневного отдыха и экскурсий в Стамбуле. Добраться до них можно только на пароме, а на самих островах нет автомобильного движения — только гужевые повозки и велосипеды.
Лучше всего посещать эти красивые живописные места в солнечную теплую погоду.
В разные времена Принцевы острова назывались по-разному, в том числе: Святые острова (Evliya adaları), Разделенные острова (Kesiş adaları), Острова духа/души (Ruh adaları), Общественные острова (Halka adaları) и т. д. Самое распространенное и известное во всем мире — Принцевы острова (Prens Adaları).
С чем связано это название? С Римского и до конца Византийского периода эти острова служили местом ссылки для аристократов, здесь их подвергали пыткам…
Из девяти островов четыре заселены и принимают гостей — Бюйюкада (Büyükada), Хейбелиада (Heybeliada), Бургазада (Burgazada), Кыналиада (Kınalıada), один — Седефадасы (Sedefadasi) — частично закрыт для посещения, два — Кашикадасы (Kaşıkadası) и Йассыада (Yassıada) — являются частными владениями, и еще два — Сивриада (Sivriada) и Тавшанадасы (Tavşanadası) — совсем необитаемы. Самый отдаленный из островов находится примерно в 35 км от центральной части города.
Самый большой по площади — остров Бюйюкада (Büyükada) — 5,4 квадратных километра.
Тысячу лет назад островов было 10, но один из них, Вордониси (Vordonisi) ушел под воду после сильного землетрясения. При съемке с воздуха видно этот затонувший остров.
С середины 19-го века на островах жили армянские, греческие, еврейские общины.
Начиная с 1846 года, между Стамбулом и островами было налажено паромное сообщение. С этого времени на островах стали селиться и турки, покупая дома как для постоянного проживания, так и для летнего отдыха.
В 1940-х годах, когда число еврейских семей, проводивших лето в Хейбелиаде, превысило 250, понадобилось строить синагогу. Для этого в 1947 году был приобретен земельный участок площадью 698 квадратных метров в районе Куюй. Синагога Бейт-Яаков была зарегистрирована в 1953 году в общине Галата-Бейоглу-Касымпаша-Шишли (фонд Неве-Шалом), необходимые разрешения были получены, и строительство началось при поддержке члена турецкого парламента Саламона Адато. Торжественное открытие синагоги состоялось в воскресенье, 10 июня 1956 года.
Остров Хейбелиада (Heybeliada) — один из Принцевых островов (Адалар). До захвата острова турками он принадлежал греческой общине и назывался Халки. На Халки отдыхали богатые греки, евреи и стамбульские предприниматели, строившие здесь свои дачи.
Израильская синагога Кнессета была открыта в арендованном перестроенном кинотеатре Союза, расположенном на улице Бююхендек в районе Бейоглу и Галата.
Здание было открыто для эксплуатации 18 марта 1923 года после капитального ремонта. Название синагоги было «Синагога Аполлона», так как, чтобы войти в нее, надо было пройти через здание под названием «Аполлон». Эта синагога часто использовалась специально для проведения похорон евреев, который эмигрировали из Эдирне в Стамбул во время балканских войн. Гимны и псалмы пели во время каждой субботней службы.
Синагога была закрыта из-за разногласий между собственниками земли в 1982 году, и на ее месте было построено офисное здание.
Дом престарелых Matan Baseter — Barinyurt был основан в Эдирне до 1917 года и работает в Стамбуле с 1928 года, продолжая предоставлять помощь нуждающимся, бездомным, больным и пожилым людям. Расходы этого учреждения покрывается за счет пожертвований различных организаций и частных лиц.
Для учреждения было использовано старое здание Еврейской начальной школы Karma в Стамбуле. Оно было торжественно открыто в воскресенье утром 1 декабря 1991 года. Сначала там было только 14 номеров.
Barinyurt Retirement Home был основан в 2003 году, и La Casa Catering, открытый на пожертвования, сделанные в Barınyurt Retirement Home, начал свою деятельность с 8 декабря 2003 года. Организация «Or Yom», связанная с Баринюртом, оказывает поддержку пожилым людям. Она работает с июня 2014 года. В настоящее время около 400 человек пользуются помощью Matan Baseter.
Дом престарелых Баринюрт принадлежит фонду синагог Неве-Шалом Сфаради.
«La Casa Catering с Вами в небе во время ваших рейсов, предоставляет вкусные кошерные блюда, когда вы путешествуете с Turkish Airlines» — девиз La Casa Catering.
Питание GLATT KOSHER стало доступно на рейсах в Тель-Авив с 31/10/2010.
La Casa Catering предлагает 20 различных вариантов блюд и меню специально для бизнес-класса, которые меняются каждые 15 дней.
Рейсы, во время которых можно получить кошерную пищу: Нью-Йорк (в одну сторону, из Стамбула), Чикаго, Гонконг, Сингапур, Тель-Авив; Станстед, Лондон, Копенгаген, Лиссабон, Ганновер, Хельсинки, Дублин, Гамбург, Будапешт, Берлин, Абу-Даби, Алматы, Амман, Бахрейн, Лион, Мадрид, Манчестер, Милан, Мумбаи, Мускат, Мюнхен, Нью-Дели, Нюрнберг, Осло, Париж, Прага, Рига, Эр-Рияд, Рим, Стокгольм, Штутгарт, Тегеран, Ташкент, Тунис, Варшава, Цюрих.
Культурный центр, состоящий из многофункциональных смежных залов, иногда используется для проведения мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию еврейской религиозной и социальной культуры, иногда — как галерея, где художники выставляют свои работы, а иногда — как банкетный зал, где устраиваются заповеданные трапезы.
Еврейское кладбище Арнавуткой — сефардское кладбище в Улусе действует с 1901 года.
Еврейское Кладбище Хаской — действует с 1583 года. Большая часть кладбища принадлежит сефардской общине, но есть место, принадлежащее общине караимов.
Еврейское кладбище Багларбаси — действует с 2002 года. Похороны и уход за могилами осуществляются фондом синагог «Неве-Шалом Сфаради». Выделено для использования фонда синагоги «Кузгунчук».
Еврейское ашкеназское кладбище Улус — это кладбище существует с 1900-х годов. Хотя оно выделено только для ашкеназской общины, иногда используется и сефардской — в рамках соглашения, заключенного по необходимости.
Килиосское еврейское кладбище — часть этого кладбища, выделенная еврейской общине в 1991 году, была открыта для погребения с 2010 года.
Эту информацию я получил во время своей поездки.
Если кто-то из посетителей сайта захочет посетить Стамбул, думаю, им будет также интересно узнать, что в городе есть сефардский и ашкеназский кошерный ресторан, кейтеринг, а тем, кто хочет задержаться здесь подольше и готовить самостоятельно, стоит связать с представителем Хабада, телефон которого мне сообщили в синагоге Бейт-Исраэль.
Читайте также: тема Еврейские кладбища
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»