Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сын Израиля не сможет стать великим в мудрости и боязни греха, если не станет великим в Торе

Исключительная важность прислуживания мудрецам Торы

Кроме изучения Торы и понимания ее законов есть и другой возвышенный уровень, достичь которого можно лишь прислуживанием мудрецам Торы, и этот уровень превосходит все остальные.

В Талмуде сказано: рабыня из дома Раби увидела, как некто бьет своего взрослого сына. Она сказала: «Да будет этот человек отлучен от общины, — ведь он нарушает запрет: “Перед слепым не ставь преткновения!”[16] (поскольку этим отец затрудняет сыну исполнение заповеди почитания родителей)»[17]. Талмуд подчеркивает, что на протяжении трех лет мудрецы не решались отменить это отлучение. Рош объясняет это повествование Талмуда следующим образом:

«Раавад задает вопрос: почему этот человек был вынужден три года провести вне общины? Если рабыня Раби все это время была жива, почему она не сняла с него наказание? А если умерла, почему отлучение не отменил рабан Гамлиэль, Глава Израиля? Ведь сказано: “Если человек не знает, кто наложил на него отлучение, пусть обратится к Главе поколения”, поскольку он наделен наибольшими полномочиями. Ответ таков: разумеется, если человек не знает, кто именно наложил отлучение, Глава Израиля может его снять. Ведь мы имеем дело с неясным случаем — и тогда решение выносится согласно уровню большинства. Большинство же людей ниже по уровню, чем Глава Израиля. Однако если отлучение наложил великий человек, никто не может осмелиться счесть себя равным ему. Ведь даже если другой мудрец знает не меньше, чем наложивший отлучение, может оказаться, что он уступает ему в боязни греха, в величии или в возрасте. Все это необходимо принимать во внимание тому, кто пожелает отменить отлучение, наложенное другим! А о рабыне дома Раби было известно, что она обладала исключительной мудростью и боязнью греха, поэтому никто не осмеливался оспорить ее решение, пока, наконец, мудрецы всего поколения не собрались вместе и отменили его»[18].

Очень странно! Мы говорим о рабыне из дома Раби, которая даже не была еврейкой. Раб-нееврей имеет особый статус: в некоторых аспектах он становится евреем, а в чем-то остается неевреем. И, тем не менее, наши мудрецы не были готовы разрешить то, что запретила рабыня, и даже рабан Гамлиэль, Глава Израиля, глубоко изучивший всю Тору, тоже не осмелился отменить ее решение. Он не счел себя равным ей, чтобы отменить ее запрет, поскольку она обладала исключительной мудростью и боязнью греха. Каков же был источник столь высокой мудрости рабыни дома Раби, что великие мудрецы Израиля и даже рабан Гамлиэль, не могли с ней сравниться? Неужели она изучала Тору, годами трудилась над нею, постигая мудрость? Ведь как можно без Торы достичь столь высокой ступени?

Мы видим, сколь значимо прислуживание мудрецам. Этой заслуге нет границ! Если человек постоянно пребывает в доме мудреца и внимательно следит за его жизнью, наблюдает за его обычаями и постигает его мудрость во всех деталях, — тогда он может возвыситься и достичь наивысшего уровня. Можно стать настолько великим, что даже рабан Гамлиэль, сын Раби, который учился у своего отца и исполнил всю Тору, не сможет разрешить то, что запретила рабыня! Ведь она была очень близка к Раби, постоянно находилась в его доме, заботилась о нем и прислуживала ему, а потому ей было легче присмотреться и понять мотивы действий великого праведника, осознать, что происходит в его душе и в глубине его сознания. Рава часто говорил: «Сущность мудрости — раскаяние и добрые дела»[19]. А основной путь постижения этой сущности — через «вино, хранимое для Грядущего мира», через ощущение «души» Торы и через свет, исходящий из глубины сердца и души мудреца и проявляющийся во всех его путях и делах. Этот свет можно воспринять, только внимательно и трепетно прислуживая мудрецу, что возможно даже без изучения Торы.

Разумеется, сын Израиля не сможет стать великим в мудрости и боязни греха, если не станет великим в Торе. Он должен знать и понимать ее мудрость и святость, поскольку ему дана заповедь ее изучения, и он обязан ее исполнять и быть последовательным в учении — иначе ни изучение Торы, ни прислуживание мудрецам для него невозможно. Но рабыня была свободна от заповеди изучения Торы, а значит, не имела и такой возможности. Однако, она обладала великой душой и достигла таких высот, что даже величайшие мудрецы не могли отменить принятое ею решение. Ее уровень был столь высок, что у слов, исходивших из ее уст, был свой корень в высших мирах, а поэтому принимаемые ею решения столь сильно воздействовали на мир, что отменить их мог только тот, кто достиг более высоких корней мироздания, чья душа еще более велика и возвышенна. Но людей, которые сочли бы себя более достойными, не находилось целых три года. Даже Глава Израиля рабан Гамлиэль, сын Раби, признавал превосходство души рабыни из дома Раби! Поэтому никто не осмелился отменить то, что она внесла в мир своим решением. Теперь мы ясно видим, сколь значимо прислуживание мудрецам!!!

[16] Ваикра 19:14.

[17] Моэд Катан 17а.

[18] Рош, гл. 11.

[19] Брахот 17а.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше