Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Психология, Сознание, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Законы знаний, обязывающие приучение и привычку как исправление негативных качеств, показывают мощь исправления качеством даат, которое распространяется до этой, самой нижней и материальной части в структуре человека. Здесь имеет место соединение самых нижних мест с источником их жизненной силы.
«И будет, вследствие (עקב, тот же корень, что и “пятка”) того, что послушаете». Так мы находим и у Яакова: «Его рука держит за пятку Эсава»: это сила и способность руки Яакова исправить самые низкие места, находящиеся в категории «пятки». Это даат Торы, совершенство Яакова, обеспечившее вечность его существования до конца всех поколений, последнее из которых называется «пятками Машиаха».
«Прямой путь — срединная степень в любом качестве из всех качеств человека, которая одинаково удалена от обеих крайностей и не приближается к одной из крайностей более, чем к другой. Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их, и направлял их по срединному пути, чтобы тело его было целым… И заповедано нам идти этими срединными путями, путями добрыми и прямыми, как сказано: “И будешь ходить Его путями”… И так как этими именами называется Творец, и они являются срединным путем, по которому мы обязаны идти, поэтому называется путь этот путем Б-га. И именно этому пути учил наш праотец Авраам своих сыновей, как сказано: “Ибо Я предопределил его на то, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него следовать путями Б-га”» (Рамбам, Законы знаний 1).
Срединное качество — это атрибут Яакова, который уравновешивает два крайних качества Авраама и Ицхака. Это его имя Исраэль ישראל, тайна «прямой (ישר) линии», в которой заложена вечность существования.
В этом и сущность качества даат, которое взвешивает и принимает решения, и тем самым объединяет все крайние точки в совершенство единства прямой линии: «Одно из условий разума (даат) — чтобы был прямым. Ведь прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками, ибо разум может относиться к любому понятию, которое стало известно человеку через постижение органами чувств, или в качестве врожденных идей. И нужно, чтобы познание было направлено по наиболее краткой линии для постижения» (Мальбим, Притчи 8:9).
Конечно, только через Тору можно удостоиться такого постижения: «…и это очень сложно для познания человека, поскольку в большинстве случаев он ходит вокруг да около, и пробует, и испытывает, пока не дойдет до ясного знания. Но чистые знания тайн Торы прямы для обретших разум — тех, кто находят в своей душе божественное знание. Они найдут его через Тору и через помощь Всевышнего, прямым и коротким путем» (Мальбим, там же).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»