Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выкупающий пленного за сто динаров или дающий подаяние бедному в сто динаров, что есть все, чего бедному недостает, не сравнятся с тем, кто выкупит десять пленных или восполнит недостающее десяти беднякам, каждому по десять динаров.»Орхот цадиким. Щедрость
Первые упоминания о евреях в Константинополе (в то время — столице Восточной Римской империи, впоследствии — Византийской империи) относятся к 4 веку.

Оглавление

Предисловие Автора ↓

Появление евреев в Константинополе ↓

Эпоха раннего Средневековья ↓

Период XI — середина XV вв. ↓

Предисловие Автора [↑]

Осенью 2018 года я провел несколько дней в Стамбуле в качестве туриста.

Естественно, мне было интересно, как там появились евреи, какие еврейские объекты дожили до наших времен и как живут современные турецкие евреи.

Мне удалось побывать в четырех синагогах и еврейском музее, а также узнать много интересного об истории и современной жизни евреев Стамбула.

Информацию получил в открытом доступе в интернете, а также переводил на русский язык статьи со стендов еврейского музея и общался с прихожанами синагог.

Надеюсь, вам тоже эта информация будет интересна, поэтому подготовил материал, чтобы с вами поделиться.

Появление евреев в Константинополе [↑]

Первые упоминания о евреях в Константинополе (в то время — столице Восточной Римской империи, впоследствии — Византийской империи) относятся к 4 веку, тогда они жили в районе Халкопратейя («Медный рынок») и, по всей видимости, занимались обработкой меди или продажей изделий из нее.

В еврейских источниках средних веков и начала нового времени город называется Коста, Костандина, Костантина (в искаженном современном произношении Кушта, Куштандина и т. п.). В настоящее время в литературе, а иногда и в периодических изданиях на иврите также употребляют топоним Кушта.

Уже в 318 году н. э. в этом районе существовала синагога (в 422 году была превращена в церковь). Император Аркадий (395—408) предоставил константинопольским евреям ряд привилегий. При его преемнике Феодосии II (408—450) положение общины резко ухудшилось: по требованию христианского духовенства евреев лишили гражданских прав и выселили в предместье Стенум (позднее именовалось Пера; ныне — Галата), отделенное от города заливом Золотой Рог; для управления ими император назначил особого чиновника (стратега). В 412 году Феодосий II запретил чинить евреям препятствия в отправлении религиозных обрядов и конфисковать синагоги, однако в 438 году снова ввел запрет на строительство новых синагогальных зданий.

Эпоха раннего Средневековья [↑]

В период правления Юстиниана I (527—565) евреи Константинополя, как и всей Византийской империи, частично утратили свободу вероисповедания: им, в частности, не разрешалось отмечать Песах, если он приходился на дни, предшествующие православной Пасхе; читая субботнюю публичную проповедь, раввины должны были пользоваться греческим или латинским переводом Торы. Согласно легенде, Велизарий, полководец Юстиниана I, привез в Константинополь священные сосуды из Иерусалимского Храма; однако после того, как некий еврей предупредил императора, что они принесут городу несчастье (как ранее произошло с Римом), сосуды были возвращены в Иерусалим.

В 614 году Ираклий запретил исповедание иудаизма; тем не менее, община в Константинополе сохранилась, возможно, благодаря заступничеству императрицы Мартины и ее сына Ираклиона.

В VI-VII веках евреи активно участвовали в политической жизни города, в частности, в составе «цирковых партий» венетов и прасинов (объединений, развившихся из группировок болельщиков на императорском ипподроме). Согласно сообщению летописца, среди повстанцев, штурмовавших в 641 году собор Софии (ныне — Айя София), были и евреи.

Вскоре после прихода к власти в Византии Исаврийской династии, опиравшейся на движение иконоборцев, евреи Константинополя были поставлены перед выбором: креститься или покинуть город; многие из них бежали в Болгарию, Хазарию, в Крым или на Кавказ (начало 720-х гг.). Несмотря на то, что в 787 году второй Никейский собор косвенно осудил насильственное крещение, лишь в конце IX века, когда Лев VI (886-912) разрешил исповедовать иудаизм и предоставил насильственно крещенным возможность вернуться к вере отцов, константинопольская община была восстановлена. Во главе ее встал совет старейшин, ведавший административными, финансовыми и религиозными делами, а также представлявший еврейское население при контактах с христианами. Важную роль играли также главы ешив и дидаскалы (греч. «учителя»).

Период XI — середина XV вв. [↑]

На территории бывшей Восточной Римской империи (Византии) евреи получили свободу вероисповедания от Анатолийской империи сельджуков (1077-1308), которые захватили огромные пространства между Средиземным и Каспийским морями. Однако сам Константинополь захвачен не был.

В это время здесь, в частности, жили такие видные мыслители, как Товия бен-Моше а-Авел (его называли также а-Маатик — Переводчик; XI в.) и Йеуда бен-Элияу Хадасси (середина XII в.).

С XI века в городе начали селиться караимы.

В X-XII веках как евреи-раввинисты (т.е. приверженцы традиционного иудаизма), так и караимы не могли быть полноправными гражданами Константинополя, хотя в середине XI века их вновь выселили в предместье Пера. Чтобы вести торговлю в городе, им приходилось ежедневно переправляться через Золотой Рог. Лишь Мануил I Комнин (1143—80), возможно, под влиянием своего лейб-медика Шломо а-Мицри (к услугам еврейского врача он, как и другие византийские императоры, прибегал вопреки запрету православной церкви) перевел общину под юрисдикцию муниципальных властей.

В 1043 году император Михаил V Калафат изгнал часть евреев из города, обвинив их в поддержке принцесс Зои и Феодоры, оспаривавших у него престол. Многие евреи были убиты в ходе погрома «латинян» (т.е. католиков, в основном — купцов из Венеции и других итальянских государств), учиненного жителями Константинополя в мае 1182 года.

По сообщению Биньямина из Туделы (известный еврейский путешественник), посетившего город в начале 1170-х годов, местные евреи регулярно подвергались избиениям и унижениям (из другого источника известно, что в XI-XII веках их заставляли, в частности, выполнять обязанности палача); им запрещалось ездить верхом (это ограничение не распространялось лишь на Шломо а-Мицри).

Несмотря на все это, город был крупнейшим еврейским центром Византии: Биньямин из Туделы оценил численность живших здесь евреев в две тысячи человек (или семей), а караимов — в 500 (отметив при этом, что, хотя представители обеих общин живут в одном квартале, какие-либо контакты между ними отсутствуют). Как следует из его описания, во второй половине XII века константинопольские евреи в основном занимались шелкоткачеством и коммерцией, некоторые из них были весьма зажиточны; общину, отличавшуюся набожностью, возглавляли пять раввинов — знатоков Закона.

В 1203 году крестоносцы, осаждавшие Константинополь, сожгли еврейский квартал в Пере.

В 1280-1453 годах евреи селились в юго-восточной части города, на берегу Мраморного моря, занимаясь преимущественно выделкой и продажей кож.

В 1275-1453 годах в Константинополе существовали колонии венецианских и генуэзских еврейских купцов (первая в 1280-1325 годах располагалась в еврейском квартале), находившихся под юрисдикцией своих государств.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?