Темы: Еврейская семья, Яаков, Любовь, Авраам, Ицхак, Счастье, Муж и Жена, Праотцы, Ответственность, Рав Цви Каплан
Я расскажу три истории о каждом из наших праотцев. Речь пойдет не об их подвигах или приключениях, а о том, как они строили жизнь вместе с женами: создавали счастливые семьи и воспитывали детей.
Начнем с Авраама. Он появляется на страницах Торы уже женатым человеком. Рядом с ним его жена Сара. Тора не описывает их романа, не рассказывает историю любви. В отношениях Авраама и Сары, на первый взгляд, нет никакой романтики. Вся жизнь в пути по приказу свыше. Только нашли свою Землю Обетованную и почти сразу отправились в Египет…
До границы добрались без приключений, и тут Аврам предлагает своей жене Сарай (Всевышний изменил их имена позднее) при встрече с местными жителями представиться братом и сестрой. Зачем? Ради спасения от опасности, которую те представляют. Народ тут горячий, увидят красивую женщину, не посмотрят, что замужем. Мужа убьют, чтобы не мешал, а женщину заберут.
Если вспомнить историю этой пары, то в словах о том, что они брат и сестра есть частица правды. Нельзя обвинить Аврама во лжи. После смерти отца Сарай попала в семью к Тераху, отцу Аврама, и они росли как брат и сестра. Так что в этих словах была не попытка обмануть местных жителей, а лишь желание затянуть время, выйти из ситуации, когда выполнение воли Творца угрожает жизни.
Но у этой истории есть еще один смысл. Для нас это выглядит странным, но у египтян настоящим браком считался союз между братом и сестрой. Конечно, если мужчина и женщина, которые не являются друг другу родственниками, расписались в нужном учреждении или прошли религиозный обряд в ближайшем храме, то они считались законными супругами. Но брачный союз самого высокого уровня святости, по их мнению, могли создать только брат и сестра. Даже сам фараон считался достойным своего высокого титула лишь в том случае, если он соответствовал этому условию. Теперь понятно, что имеет в виду Аврам, предлагая своей законной жене представиться жителям страны братом и сестрой:
— То, что мы муж и жена видно со стороны любому: разве кто-то отправляется с чужой женой в такое дальнее путешествие? Но чтобы они не подумали, что в нашем союзе не хватает святости, как они ее понимают, чтобы наш брак был в их глазах очень важным, и чтобы тем самым уберечь нас от опасности, давай скажем, что мы брат и сестра. Их фараон женат на своей сестре. Вот и мы также. Ты и вправду моя двоюродная сестра, мы выросли в одном доме, нас воспитывали мои родители.
Хитрость не помогла, Сарай все равно забрали в дом фараона. Египтяне не устояли перед ее красотой, а также перед собственными страстными желаниями.
Наши мудрецы сделали интересный вывод из этой истории. Для египтянина лучший способ создать семью — это взять свою сестру и превратить ее в жену. Такой путь проще. Оба хорошо знакомы друг с другом, у них схожие привычки, общие традиции.
Еврей берет в жены незнакомую женщину из чужого дома и делает ее своей сестрой.
Это возможно?
Авраму и Сарай удалось. Рав Шимшон Рафаэль Гирш называет их самой любящей парой в ТаНаХе. В Торе нет описания их романа, ничего не сказано о свадьбе, и все равно именно они названы самой любящей парой.
Если один раз это удалось, значит у каждого из нас должно получиться.
Второй герой моей статьи — Ицхак Авину.
Я часто спрашиваю у моих слушателей:
— А где в Торе говорится о любви?
Обычно они отвечают правильно:
— В молитве «Шма, Исраэль», где первое слово «Полюби». Но если говорить о любви между людьми, о которых рассказывает Тора, то, конечно, речь об Ицхаке, о котором прямо написано, что он полюбил Ривку. Из истории Ицхака и Ривки делается вывод, что о любви можно говорить только после свадьбы. Сейчас не будем обсуждать, согласен ли я с этим утверждением. Давайте вместе, не спеша, прочитаем этот текст.
Как-то много лет назад я оказался в Одессе. Это был мой второй визит в город, который до этого мне очень понравился: Одесса была наполнена историей, воспоминаниями о прошедшей эпохе.
Когда я снова приехал в Одессу, мы отправились гулять по городу вместе с моим знакомым Давидом — коренным одесситом. Я спешил, стремился побывать во всех самых красивых уголках Одессы, сфотографировать эти места. Давид еле поспевал за мной, наконец, он остановился и спросил:
— Ты куда спешишь, Цви? По Одессе надо гулять не спеша.
Могу повторить сказанные Давидом слова. Тору надо читать не спеша. Давайте внимательно прочтем историю женитьбы Ицхака.
«И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей; и взял Ривку, и стала она ему женою, и полюбил ее; и утешился Ицхак после матери своей».
Мы видим, что Ицхак сделал три вещи.
Первое. «И ввел ее Ицхак в шатер Сары, матери своей».
Второе. «…и взял Ривку».
Третье. «…и она стала ему женой».
И только после этого «…и он возлюбил ее».
Тора не боится говорить об этом высоком и всепоглощающем чувстве. Но обратите внимание, что перед этим словом есть еще несколько глаголов: «ввел» в шатер, «взял» и «стала ему женою». Перед чувством любви есть действия, поступки. Не любовь с первого взгляда, которая свалилась на Ицхака, не несчастный случай, о котором говорят: «Любовь слепа…». Это поступок взрослого серьезного мужчины, который знает, что нужно женщине, и понимает, что любовь приходит в результате наших поступков.
Итак, в Торе есть план действия для любого мужчины, который решил сделать свою жену счастливой и полюбить ее.
Для начала нужен дом. Ицхак получил его в наследство от матери. С одной стороны, можно сказать, что ему повезло — есть место, куда можно привести жену.
Но, с другой стороны, это дом его матери Сары — великой праведницы. Ицхаку, наверное, трудно было устоять перед соблазном сказать Ривке:
— В этом доме все должно остаться таким, как было при маме. Ничего нельзя менять, ведь сама Сара прикасалась к этим подсвечникам, к этим коврам. Тут все освящено ею и наполнено памятью о ней. Пусть так и останется.
Ицхака можно понять, ему дорога любая память о матери. Вместе с тем, он сумел найти единственные правильные слова:
— Это твой дом, моя дорогая жена. Ты в нем хозяйка. Можешь делать все, что тебе кажется правильным, чтобы этот дом стал удобным и приятным для нас с тобой и для наших детей. Ты хозяйка в этом доме. Он твой.
Ривка с радостью услышала обращенные к ней слова, ведь любая девушка представляет себя хозяйкой дома, в мечтах расставляет там воображаемую мебель, смотрит на выставленные в витринах вещи с мыслью: «Куплю, когда у меня будет свой дом!»
Талмуд приводит рассказ одного из мудрецов эпохи разрушения Храма, в котором он называет жену «мой дом», признавая тем самым, что женился, чтобы построить дом для семьи. Без участия жены это невозможно сделать — ничего не получится. Если муж не дает жене чувство уверенности в том, что они строят общий дом, каждый остается в крохотной хижине своего гордого одиночества.
Тора нам сообщает, что Ицхак «взял» Ривку. Как это понимать, о чем нам сообщается? Об интимной близости? Нет, слово слишком грубое. Для обозначения этого есть другое слово, лучше отражающее суть события — «познал».
А что можно «взять?» Ответственность, заботу.
Мои бабушка и дедушка прожили всю жизнь в небольшом городке на берегу Западной Двины. Городок был польским, потом вошел в состав Российской империи. После революции снова оказался в Польше, перед войной граница передвинулась — империя вернула себе городок.
В пожилом возрасте бабушка и дедушка оставили местечко и переехали к нам, купили кооперативную квартиру с теплым туалетом и ванной. Но каждое лето уезжали в родной городок, будто на дачу, снимали у соседки комнату и проводили лето в привычном месте.
В тот год я окончил 9-й класс, начались мои последние школьные каникулы. Из Полоцка, где гостил у тети, решил съездить в местечко, проведать дедушку и бабушку. Автобус ранним утром остановился на пустой главной площади. Уже несколько лет я не был здесь. Пошел к своим на Перевозную улицу. Бабушка спросонья не узнала внука, а дедушка очень обрадовался. Его чувства сразу приняли очень конкретную форму:
— Хорошо, что ты приехал. Поможешь нам собраться и вернуться в город. Нам тут надоело. Хотим домой!
Мы весь день укладывали вещи, убирали комнату, сходили на почту и позвонили в Ригу сообщить, чтобы нас встречали утром на вокзале. Вечером мы пришли с чемоданами на площадь, откуда автобус отправлялся в районный центр, где была железнодорожная станция.
Возле автобуса собрались последние евреи этого местечка. Из многих тысяч их осталось чуть больше десятка. Больше двух тысяч нашли свое место в общей могиле на опушке около леса. Другие разъехались по всему свету. Вот и бабушка с дедушкой покинули родину. Мы сели в автобус. Нам махали вслед.
В Полоцке автобус остановился недалеко от вокзала, я быстро выволок чемоданы и сумки. Дедушка вышел вслед за мной, и мы стали ждать бабушку. Но ей труднее всех было покинуть автобус. Узкая дверь, высокая ступенька — она не могла преодолеть это препятствие. Водитель стал нервничать, ругаться.
Бабушка беспомощно смотрела на нас, на дедушку. Водитель пригрозил закрыть дверь и уехать. Я растерялся и не знал, что предпринять. Дедушка подошел к автобусу, подставил бабушке спину и сказал:
— Залезай, Малка. Давай, залезай!
Бабушка взгромоздилась на обтянутую тканью пиджака спину, обняла дедушку за голову. Дедушка вдохнул воздуха, приготовился, напрягся и вытащил бабушку наружу. Потом он медленно присел, чтобы бабушка могла встать на ноги.
Прошло очень много лет. Эта картина стоит у меня перед глазами. Ночь. Пустота автобусной станции, нервный водитель, дедушка пытается отдышаться, бабушка вытирает глаза краем своего платка и не отходит от него.
Я поднял чемоданы, и мы пошли к поезду.
Брак на иврите — «нисуин», от корня «маса» («груз»). Слово «масаит» («грузовик») происходит от того же корня. В жизни нужно уметь брать на себя груз ответственности. Это самая главная сложность отношений.
Ицхак умел это делать, он «взял» Ривку.
Мой дедушка Авром умел.
А мы? Есть чему учиться!
Когда дедушка умер, бабушка сказала:
— Хозяина нет, мне больше нечего тут делать.
Она ушла вслед за ним через 3 месяца.
«… и стала она ему женою». О чем тут идет речь? Ведь они муж и жена, зачем повторять еще раз, что он сделал ее своей женой. Супругами женщину и мужчину делает раввин под хупой, или чиновник, который поставил печать в паспорт. Видимо, этого мало. Иногда бывает, что поженились, расписались, отстояли под хупой, но живут каждый своей жизнью.
Видел карикатуру в журнале. Чиновник поздравляет пару, только что заключившую брак:
— А теперь вы должны поменять свой статус в Фейсбуке и написать: женат и замужем.
Муж должен сделать женщину своей женой, не только открыто объявляя всем знакомым: «Знакомьтесь, моя жена!», но и предоставляя ей место в своей жизни.
На лекциях я часто задаю провокационный вопрос, на который обычно отвечают неправильно.
— Двое поженились. У кого жизнь изменилась больше? У мужа или у жены?
Люди просчитывают варианты и чаще отвечают, что у жены. Заботы по дому, хозяйство, а там еще и ребенок. У жены, конечно! Но правильный ответ — у мужчины. До этого он был свободным человеком и мог делать, что захочет. А теперь должен строить свою новую жизнь, давая в ней место жене, учитывая ее мнение, интересы. Ведь написано: «… и стала она ему женою».
Ицхак много сделал для того, чтобы любовь не свалилась ему на голову, как несчастный случай, а пришла желанной гостьей.
А что сделали Вы сегодня для своего брака? Еще не поздно, сделайте что-нибудь, и Вы не пожалеете.
Последняя история, которую я вам обещал рассказать, из жизни нашего праотца Яакова. Жизнь у него была сложная: много жен, много детей, тяжелая работа, а работодатель — обманщик. Однажды ночью он увидел во сне Творца, Который сказал ему:
— Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и я буду с тобою!
Пришел конец тяжким трудам. Можно возвращаться, взяв с собой жен, детей, тучные стада.
Но вместо того, чтобы отдать своим послушным женам приказ собираться в путь, он вывел их в поле, чтобы там без свидетелей обратиться к ним. Он рассказал женам о словах, услышанных от Творца, пересказал историю своих сложных взаимоотношений с их отцом, с Лаваном.
Услышав рассказ Яакова, его жены выносят свой вердикт:
— Все, что сказал тебе Б-г, делай.
Без этого Яаков не стал бы выполнять приказ Б-га? Зачем ему нужно было услышать этот приказ повторно из уст жен?
Яаков сделал жен участниками истории, дал им возможность самим принять решение и встать рядом с мужем: мы так вместе решили, это — наше общее решение, и мы вместе отвечаем за него.
Авраам учит нас, что с женой можно достичь близости и понимания, как с родной сестрой.
Ицхак — это пример умения взять на себя ответственность за создание счастливой семьи. Семейное счастье не приходит само, его нужно строить.
Яаков учит нас, как сделать жену надежным партнером и помощником.
Вот видите, как мало нужно, чтобы построить хорошую семью и стать счастливым человеком.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»