Из цикла «Даат тфила», темы: Мудрость, Рамбам, Мишне Тора, Познание Творца, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Так Рамбам назвал раздел своей книги Яд аХазака, в который включил все законы, относящиеся к качествам человека: хождение по путям Всевышнего, любовь между человеком и его ближним, запрет ненависти, мести и т.п.
«Много качеств есть у людей. Отличаются эти качества друг от друга, и предельно далеки они друг от друга. Один гневлив, он постоянно пребывает в ярости; другой спокоен, он никогда не злится, а если и разгневается, то раз в несколько лет…. Прямой путь — срединная степень во всех качествах человека, одинаково удаленная от обеих крайностей… Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их и направлял их по срединному пути, чтобы тело его сохраняло цельность. Каким образом? Не горячиться и не впадать в гнев легко, но и не быть подобным бесчувственному мертвецу. Но уравновешивать крайности: гневаться только по важным вопросам, достойным этого, чтобы избежать повторения подобной ситуации. А также желать только вещей, необходимых для тела, без которых невозможно жить, как сказано: “Праведный ест досыта [(чтобы насытиться), а чрево нечестивых сократится]” (Притчи 13). А также работать столько, чтобы зарабатывать только на скромные траты, как сказано на эту тему (Псалмы 37): “Лучше немногое для праведника, [чем изобилие для множества нечестивых]”. Не слишком жалеть денег для помощи другим людям, но и не транжирить свое состояние, а давать цдаку в соответствии с возможностями и ссужать деньги тому, кто в этом нуждается. Не быть гулякой и большим любителем развлечений, но и не грустить и скорбеть, а быть всегда веселым в меру и приветливым. И так со всеми другими качествами. И путь этот — путь мудрых. И заповедано нам идти этими срединными путями, путями добрыми и прямыми, как сказано: “И будешь ходить Его путями” (Дварим 28-9). Как сказано: “Как Он Милостив, так и ты будь милостивым; как Он Милосерден, так и ты будь милосердным; как Он Свят, так и ты будь свят”. Подобно этому, пророки называли Б-га следующими именами: Долготерпеливый, Многомилостивый, Праведный и Честный, Беспорочный, Могучий и Сильный, и тому подобное — чтобы объявить Его пути путями добрыми и прямыми. И обязан человек приучить себя к путям этим и быть похожим на Него, насколько это ему по силам».
На первый взгляд, это кажется странным: какое отношение имеют знания к качествам? Знание радости, знание гнева, знание жадности, знание скромности… И вообще, сами по себе заповеди о чувствах: любить и не ненавидеть, радоваться и не печалиться, «приучить себя к этому» требуют объяснения.
Здесь нам открывается важный принцип в строении человека.
«Черна я, но прекрасна, дочери Иерусалима, как шатры Кедара, как завесы Шломо» (Песнь Песней 1:5). Что значит «как шатры Кедара?» Человеку в его поведении необходимы достойные отношения с Творцом и положительные качества, проявляемые к ближним. Отношения между человеком и Всевышним остаются внутри человека. Отношения с ближним проявляются вовне. Об этом и сказано в Гемаре: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат обычным образом». Суть в том, что человеческие качества находятся снаружи, и они подобны одеяниям заповедей. И они — главное в Торе. Как сказано: «Гневающий как будто служит идолам, и возгордившийся… и т.д.» Они не записаны в Торе, потому что они — основания Торы. И тот, кто хочет перебороть какое-то негативное качество, должен склонить себя к его полной противоположности, как от гнева — к милости, и от гордыни — к скромности, а потом перейти к срединному пути. Об этом и сказали: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат» — то есть, свои качества. И поставит их «обычным образом», как они должны быть — посередине…» (Виленский Гаон).
Отношения между человеком и Творцом — внутри человека, поскольку они относятся к разумной душе. А отношения между человеком и его ближним — снаружи, они относятся к нижней, животной душе. «Известно, что качества — это одеяния, а именно, что качества идут от души, связанной с телом, и они одеяния для высшей души, души разума».
Примечательно, что качества любви к Б-гу и страха перед Ним Рамбам упоминает в законах Основ Торы. А качества, проявляющиеся в отношениях между людьми, он приводит в Законах Знаний. И сказанное нашими учителями о причине того, что качества характера не заповедуются в Торе, относится к качествам нижней души, связанной с телом. Но внутренние качества, относящиеся к высшей разумной душе — любовь к Всевышнему и трепет перед Ним — это повелительные заповеди Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»