Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для того, кто любит Эрец Исраэль, она из любимой превращается в любящую»Раби Йехезкель Альберштам
Отношения между человеком и Творцом — внутри человека, поскольку они относятся к разумной душе. А отношения между человеком и его ближним — снаружи, они относятся к нижней, животной душе.

Законы знаний (деот)

Так Рамбам назвал раздел своей книги Яд аХазака, в который включил все законы, относящиеся к качествам человека: хождение по путям Всевышнего, любовь между человеком и его ближним, запрет ненависти, мести и т.п.

«Много качеств есть у людей. Отличаются эти качества друг от друга, и предельно далеки они друг от друга. Один гневлив, он постоянно пребывает в ярости; другой спокоен, он никогда не злится, а если и разгневается, то раз в несколько лет…. Прямой путь — срединная степень во всех качествах человека, одинаково удаленная от обеих крайностей… Поэтому постановили мудрецы древности, чтобы человек постоянно взвешивал свои качества и измерял их и направлял их по срединному пути, чтобы тело его сохраняло цельность. Каким образом? Не горячиться и не впадать в гнев легко, но и не быть подобным бесчувственному мертвецу. Но уравновешивать крайности: гневаться только по важным вопросам, достойным этого, чтобы избежать повторения подобной ситуации. А также желать только вещей, необходимых для тела, без которых невозможно жить, как сказано: “Праведный ест досыта [(чтобы насытиться), а чрево нечестивых сократится]” (Притчи 13). А также работать столько, чтобы зарабатывать только на скромные траты, как сказано на эту тему (Псалмы 37): “Лучше немногое для праведника, [чем изобилие для множества нечестивых]”. Не слишком жалеть денег для помощи другим людям, но и не транжирить свое состояние, а давать цдаку в соответствии с возможностями и ссужать деньги тому, кто в этом нуждается. Не быть гулякой и большим любителем развлечений, но и не грустить и скорбеть, а быть всегда веселым в меру и приветливым. И так со всеми другими качествами. И путь этот — путь мудрых. И заповедано нам идти этими срединными путями, путями добрыми и прямыми, как сказано: “И будешь ходить Его путями” (Дварим 28-9). Как сказано: “Как Он Милостив, так и ты будь милостивым; как Он Милосерден, так и ты будь милосердным; как Он Свят, так и ты будь свят”. Подобно этому, пророки называли Б-га следующими именами: Долготерпеливый, Многомилостивый, Праведный и Честный, Беспорочный, Могучий и Сильный, и тому подобное — чтобы объявить Его пути путями добрыми и прямыми. И обязан человек приучить себя к путям этим и быть похожим на Него, насколько это ему по силам».

На первый взгляд, это кажется странным: какое отношение имеют знания к качествам? Знание радости, знание гнева, знание жадности, знание скромности… И вообще, сами по себе заповеди о чувствах: любить и не ненавидеть, радоваться и не печалиться, «приучить себя к этому» требуют объяснения.

Здесь нам открывается важный принцип в строении человека.

Качества-одеяния

«Черна я, но прекрасна, дочери Иерусалима, как шатры Кедара, как завесы Шломо» (Песнь Песней 1:5). Что значит «как шатры Кедара?» Человеку в его поведении необходимы достойные отношения с Творцом и положительные качества, проявляемые к ближним. Отношения между человеком и Всевышним остаются внутри человека. Отношения с ближним проявляются вовне. Об этом и сказано в Гемаре: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат обычным образом». Суть в том, что человеческие качества находятся снаружи, и они подобны одеяниям заповедей. И они — главное в Торе. Как сказано: «Гневающий как будто служит идолам, и возгордившийся… и т.д.» Они не записаны в Торе, потому что они — основания Торы. И тот, кто хочет перебороть какое-то негативное качество, должен склонить себя к его полной противоположности, как от гнева — к милости, и от гордыни — к скромности, а потом перейти к срединному пути. Об этом и сказали: «Кто мудрец Торы? Тот, кто умеет переворачивать свой халат» — то есть, свои качества. И поставит их «обычным образом», как они должны быть — посередине…» (Виленский Гаон).

Отношения между человеком и Творцом — внутри человека, поскольку они относятся к разумной душе. А отношения между человеком и его ближним — снаружи, они относятся к нижней, животной душе. «Известно, что качества — это одеяния, а именно, что качества идут от души, связанной с телом, и они одеяния для высшей души, души разума».

Примечательно, что качества любви к Б-гу и страха перед Ним Рамбам упоминает в законах Основ Торы. А качества, проявляющиеся в отношениях между людьми, он приводит в Законах Знаний. И сказанное нашими учителями о причине того, что качества характера не заповедуются в Торе, относится к качествам нижней души, связанной с телом. Но внутренние качества, относящиеся к высшей разумной душе — любовь к Всевышнему и трепет перед Ним — это повелительные заповеди Торы.


Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Сколько звезд в созвездии «Кима»?

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили очевидности - наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения - более полутора тысяч лет назад, без соответствующих оптических приборов?

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Слышит ли зародыш голоса извне?

Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Великий комментатор Раши написал в комментарии к Мишне: "Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее". Спустя многие сотни лет исследования ученых подтвердили верность умозаключений еврейского мудреца и доказали, что в животе матери плод чувствует запахи, слушает музыку и получает удовольствие от тактильного общения со своими будущими родителями.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?