Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Несмотря на то, что «интересы» Б-га часто совпадают с интересами организации, решение возникающих вопросов и проблем требует от еврея определенных знаний

КАК ВИДЕТЬ ПРИСУТСТВИЕ ВСЕВЫШНЕГО В БОЛЬШОМ БИЗНЕСЕ?

Вопрос: Когда человек занимается простым ремеслом и при этом уделяет значительное время Торе — это логично и понятно. А если ремесло не простое, а сложное, тесно связанное с большим бизнесом, госуправлением и т.д.? Там действуют организации, которые сами по себе как миры, там сложнейшие интеллектуальные задачи и запутанные человеческие отношения. Если влезать во все это всерьез — а иначе заниматься этим вообще смысла нет — то эта деятельность может полностью поглотить, психологически и эмоционально. Где в этих процессах место для Всевышнего? Как Его найти, как понять и почувствовать, куда Он меня направляет?

Ответ: На столь сложный вопрос невозможно дать простой, однозначный и исчерпывающий ответ, поскольку он подразумевает множество совершенно конкретных подтем, привязанных к тем или иным практическим «кейсам». Тем не менее, можно попытаться изложить несколько ключевых мыслей, которые, так или иначе, должны являться частью ответа.

С точки зрения иудаизма, каждый человек, где бы он не находился, находится там не потому, что он вот так решил — он поставлен туда Б-жественным Провидением («ашгаха пратит»). Поэтому, оказавшись в той или иной ситуации, еврей должен оценить эту ситуацию с позиции Торы: нужно понять, какие испытания ему предстоит преодолеть на своем пути, и найти правильные, с точки зрения Торы, решения.

У верующего еврея, который занимается бизнесом или находится на госслужбе, и решает серьезные задачи, принимает решения относительно больших сумм денег и влияет на судьбы людей, неизбежно возникает очень много вопросов относительно того, как правильно поступить в той или иной ситуации. Верующий человек при принятии решений будет руководствоваться не только интересом бизнеса и службы, но и тем, что ожидает от него Создатель в данной ситуации, согласно тому, что раскрыто в Письменной и Устной Торе. Но не надо пугаться — в большинстве случаев интересы бизнеса и службы будут совпадать с Волей Создателя. Ведь существование бизнеса дает работу, как минимум, нескольким, а иногда многим людям, а государственный служащий получает деньги за то, что хорошо служит на благо общества. Простой пример: согласно Торе, в случае возникновения конфликта между интересами одного из работников и интересами компании, работника можно уволить, чтобы фирма продолжала существовать.

Несмотря на то, что «интересы» Б-га часто совпадают с интересами организации, решение возникающих вопросов и проблем требует от еврея определенных знаний. Рав Исраэль Салантер, основатель движения «Мусар», говорил, что он не понимает, как можно заниматься бизнесом, не изучив досконально связанных с этим законов, которые изложены в «Шулхан Арухе» в разделах «Хошен Мишпат» и «Йорэ Деа». Ведь предпринимателю нужно знать, какие договоры и обязательства действительны по Торе, а какие нет, ему важно точно понимать степень гибкости алахических рамок требования о своевременных выплатах, а также разбираться в теме «этер иска», чтобы избежать нарушений в кредитно-финансовых отношениях.

Законы государства необходимо соблюдать не только с целью обеспечения легального функционирования бизнеса, но и из соображений выполнения алахического требования «дина демалхута — дина» («закон царства — закон»), поскольку вопросы бизнеса относятся к сфере, в которой законы государства обязывают также и по Торе. И кроме этого, нужно позаботиться о том, чтобы все деловые отношения, как с евреями, так и с неевреями, строились в соответствии с алахой. А это не само собой разумеется.

Интересно, что Ваш вопрос обсуждается в одной из древних книг еврейской традиции — «Ховот аЛевавот» («Обязанности сердец»), которую написал рабейну Бахье бар Йосеф ибн Пакуда в 1080 году. Там сказано (Врата 4, «Об уповании», глава 4):

«…А бывает иногда, что Создатель посылает пропитание многим людям через определенного человека, для того, чтобы испытать его, не станет ли этот человек нарушать Его указания. И это является тяжелейшим испытанием, как для царя с его подданными, так и для вельмож и их помощников, вокруг которых огромный двор их рабов, слуг, с их семьями и близкими. И ради других они пытаются собирать деньги любыми средствами, хорошими и плохими.

И те из них, кто недостаточно умен, могут ошибиться в одной из трех вещей. Во-первых, могут подумать, что, действуя плохим путем, они берут то, что им и так предназначено Создателем. Как будто, не избери они плохой путь, то не получили бы то, что им предназначено. Ведь даже правильными путями они добились бы того, что им предназначено, и при этом исполнили бы то, что нужно, с точки зрения Торы и Вечной Жизни.

Во-вторых, некоторые думают, что все деньги, которые попадают к ним руки, это средства, которые предназначены для их собственных расходов. На самом же деле, достаток человека делится на три части. Одна из них — это то, что предназначено ему для пропитания. И это назначено каждому из живых, во все дни его. Вторая — это пропитание других людей, его жены, детей, рабов и слуг, и подобного им. И это дается в определенных случаях, а в других не дается, в соответствии с принципами Суда и Милосердия Создателя. Третья часть — это обладание тем имуществом, от которого нет непосредственной пользы самому человеку. И он хранит его, пока не передаст в наследство кому-то другому, или пока не потеряет. А неразумный считает, что всё, что дал ему Создатель — это на его пропитание и в личное пользование. И поэтому он старается собрать побольше. А ведь может быть, что он собирает его для другого мужчины и его жены, или для того, кто его убьет, или для самого большого из своих врагов.

В-третьих, такой человек дает пропитание людям, которым Создатель назначил пропитание через него, но он требует от них благодарности, как будто это он дал им пропитание и сделал им одолжение. И хочет, чтобы его постоянно благодарили и хвалили. И он возгордится, и подумает, что если бы не отдал эти деньги им, то деньги остались бы у него, а эти люди остались бы без пропитания. Такой человек несчастен. Потому что он зря старается в этом мире, и теряет свою награду в Будущем Мире.

Разумный же человек в этих трех моментах поступает так, как правильно с точки зрения Торы и Будущего Мира. И у него больше уверенности в том, что в руках Создателя, чем в том, что в его руках. Ведь из то, что в его руках — неизвестно, предназначено ли оно для его пропитания, или для пропитания других, или это просто имущество, которое дано ему на хранение. И, благодаря этому, он достигнет почета в этом мире, и награды в Мире Будущем».

Трудно что-либо добавить к словам рабейну Бахйе. Задачи, которые стоят перед предпринимателем или чиновником, очень и очень тяжелы. Недаром раби Йеуда аНаси уважал состоятельных людей. Ведь они несут на себе в этот мир часть Божественного Провидения, и на пути их большие препятствия и тяжелые испытания.

Как же тут не ошибиться? Как понять, в каком направлении двигаться? Это серьезный вопрос. Нужно постоянно заниматься Торой. Насколько мне известно, даже очень известные и чрезвычайно занятые люди, при желании, посвящают какое-то время изучению Торы ежедневно. Желательно учиться с человеком знающим. Очень хорошо и важно изучать именно те темы, которые возникают на практике в рамках деятельности. И в итоге, со временем, человек привыкает думать не о том, что ему удобно, а о том, чего хочет Тора. Это воспитывает и душу, и разум.

Рассказывают, что Хафец Хаим (раби Исраэль Меир Коэн из Радина) однажды подошел к аптекарю и сказал ему: «Я завидую тебе. Ты целый день спасаешь людей». Аптекарь усмехнулся: «Ребе, это моя работа. Я за это получаю деньги». Хафец Хаим ответил ему, что в этом нет противоречия: человек вправе иметь хорошие деньги, если он выполняет свою работу. И это не отрицает того, что он может этой работой служить Всевышнему.

Рамбам пишет в «Илхот Деот» (3.3): «Человек, ведущий здоровый образ жизни лишь для того, чтобы его тело и органы были целы, а также, чтобы были у него сыновья, которые будут выполнять его работу и прислуживать ему — такой человек идет по неправильному пути. Но должен он стараться, чтобы тело его было целым и крепким для того, чтобы душа его могла познавать Б-га. Ибо невозможно понять и уразуметь мудрые вещи, будучи голодным и больным, или если болит один из органов. И должен человек стараться, чтобы был у него сын — возможно, станет он мудрецом и великим в Израиле. Получается, что тот, кто идет этим путем всю жизнь — служит Б-гу постоянно, даже когда он занят торговлей, и даже во время близости с женой, ибо его основная цель — приобрести всё необходимое для тела, чтобы служить Б-гу. И даже во время сна, если спит он для того, чтобы отдохнуло его сознание и чтобы отдохнуло тело, дабы не заболеть и не лишиться возможности служить Б-гу — получается, что сон его тоже является служением Б-гу, благословен Он. И об этом сказали мудрецы: “Да будут все дела твои во имя Небес” (Авот 2.12). Об этом же сказал Шломо в своей мудрости (Мишлей 3:6): “На всех путях твоих познавай Его, и Он выпрямит стези твои”».

Нацеленность человека на результат во всем, что он делает, подобна правильно разыгрываемой шахматной партии, где при любом ходе необходимо иметь в виду последующее уничтожение короля противника, и тогда все ходы будут служить конечной цели.

В дополнение к вышесказанному, хочу отметить, что каждый успешный человек очень важен для мира еврейской Традиции. Помимо того, что этот человек имеет возможности помогать еврейской религиозной деятельности материально, он оказывает большое влияние на окружающих. Люди прислушиваются к тому, что говорят успешные и состоятельные люди, и стараются быть на них похожими. И когда такой человек соблюдает Тору и Заповеди, это представляет собой «Кидуш Ашем» — Освящение Имени Всевышнего.

Что бы я посоветовал сделать в практическом плане в первую очередь? Необходимо обратиться к серьезному раввину, пусть даже русскоязычному, и назначить с ним встречу, чтобы подробно обсудить с ним специфику своей деятельности. Стоит заранее подготовить основные вопросы, связанные с теми проблемами в соблюдении заповедей, с которыми Вы сталкиваетесь. Раввин наверняка увидит еще ряд моментов, которые Вы не заметили. Важно договориться с раввином о том, чтобы он был готов почти в любое время дня и ночи оперативно ответить на Ваши вопросы, которые могут возникнуть у Вас в ходе деятельности. Так Вы получите ответы на большинство возникающих у Вас вопросов, а новых вопросов будет становиться все меньше и меньше.

Ни в коем случае, не пытайтесь соблюдать алаху «на слух», «по совести» или «по чувствам». Такое соблюдение очень обманчиво, здесь велика вероятность ошибки и причинения вреда себе и другим. Потому что, как писал рав Йеошуа Фальк в своей книге «Сефер Меират Эйнаим», комментирующей «Шулхан Арух» («Хошен Мишпат» 3.13): «Мнение Торы зачастую расходится с мнением обывателей».

Из журнала Мир Торы


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Тайна, покрытая светом

Рав Лейб-Нахман Злотник

Тора, при всей своей доступности и ясности, остается загадкой. С одной стороны, любой закон Торы очень понятен, но вместе с тем он таит в себе сокровища, которые приходится порой откапывать из глубоких недр, а иногда выискивать в бездонных пучинах. Возьмем, например, заповедь тфилин — не все законы, связанные с ней, а лишь одну небольшую частность этой великой заповеди — порядок размещения в тфилин отрывков из Торы. Что кроется за этим небольшим кирпичиком, составляющим великое здание под названием «заповедь тфилин»?