Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из врат твоих на твоей земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред твоим братом нищим. Но открывай руку твою ему, и давай ему в долг по мере нужды его, чего недостает ему.»Дварим 15:7-8
Чудесная история о паспорте с пустым листом

Все знают, что раби Леви-Ицхак из Бердичева был святейшим человеком. Многие слышали о том, как один из его хасидов пришел к нему однажды и сказал:

— Ребе, мне нужно ехать в Люблин, а у меня нет паспорта. Я боюсь идти в полицию, ведь еврею лучше не показываться полицейским на глаза. Ребе сказал:

— Нет проблем, я дам тебе паспорт.

Он вошел в свою комнату, взял пустой лист бумаги и дал хасиду:

— Вот твой паспорт.

Знаете, друзья мои, он должен был быть очень большим хасидом, с очень крепкой верой, чтобы на границе вместо паспорта предъявить пустой лист бумаги. Когда пограничник увидел этот пустой лист, он вдруг начал его приветствовать:

— Никогда я не встречал человека более великого, чем Вы! Окажите мне честь, садитесь вот в эту карету, запряженную шестеркой лошадей, и она доставит Вас туда, куда Вам нужно!

Этот бедный еврей даже кареты никогда в жизни не видел. Всю дорогу к нему относились, как к царю, и он благополучно вернулся домой.

***

Когда я рассказал эту историю в Вене, один человек подошел ко мне и сказал:

— Историю про паспорт раби Леви-Ицхака из Бердичева многие знают. А про паспорт из Мункача знаю только я, она случилась с моим дядей. Послушай же…

Шел 1935 год. Мой дядя был хасидом Мункач: с длинной бородой и пейсами. Он выглядел как еврей и жил как еврей — настоящий еврей сердцем и душой. Ему нужно было съездить в Германию. У него был паспорт, но там было написано, что он еврей, и с таким паспортом вряд ли бы он вернулся домой. Хасид пришел к своему ребе — ребе Хаиму Элиэзеру Шапира — и стал его просить:

— Ребе, мне надо ехать в Германию, но я обязан вернуться домой: у меня жена и семеро детей. Я прошу тебя, дай мне «Мункачер паспорт

Ребе отвечал ему:

— С чего ты взял, что я могу тебе дать что-то подобное?

— Ребе, я знаю, я прошу тебя, я умоляю, я знаю, что ты великий праведник, пожалуйста, спаси мою жизнь, ребе!..

Ребе подумал, покачал головой и сказал хасиду так:

— Послушай, это непросто… Это непросто. Такой паспорт можно дать только раз в жизни. Поэтому пообещай мне, что об этом никто не узнает.

Ребе из Мункача пошел в комнату и часа через три вышел: его глаза были красны от слез. Вы знаете, друзья, дать паспорт из Бердичева в Люблин в царской России — это великое дело, но паспорт в 1935-м году из Мункача в Германию — требует много молитв и много слёз. Он дал ему пустой лист бумаги, который насквозь промок от слёз двухтысячелетнего изгнания…

На границе немецкий офицер потребовал у хасида паспорт, а взяв в руки пустой лист, вдруг начал его приветствовать:

— Никогда еще в Германию не приезжал такой великий человек, как Вы. Разрешите мне предложить Вам это письмо в полицейские управления всей Германии, чтобы они позаботились о вас и защитили в случае необходимости!

Мой дядя неделю провел в Германии, нацисты водили его всюду, куда ему было нужно, заплатили за его гостиницу… Он вернулся благополучно домой и никому ничего не рассказал. Ребе из Мункача скончался в 1936-м году, сказав перед смертью:

— Я вижу: тьма спускается на наш мир, я не хочу здесь больше быть.

Тогда не поняли этих его слов — сейчас мы понимаем. В 1939 году, за несколько дней до начала Второй Мировой войны, мой дядя очень серьезно заболел и, поняв, что его часы сочтены, позвал к себе всю семью. Мне было семь лет, и меня тоже позвали. Вот что он сказал:

— Я хочу, чтобы вы знали: у меня есть паспорт святого праведника — ребе из Мункача, — и рассказал им всю эту историю.

— Вот моя последняя воля: когда вы меня будете хоронить, а это случится очень скоро, положите Мункачер паспорт у меня в головах. Положите паспорт святейшего ребе мне в головах. Потому, что если паспорт ребе открывает ворота в этом мире, кто знает, какие Врата он откроет мне в Будущем мире.

***

Вы знаете, мои прекрасные друзья, я все время думаю про этот паспорт из Мункача. Иногда я вижу мужа и жену, которые любят друг друга, но почему-то между ними нет мира, стоит меж ними какая-то граница — я думаю, что им нужен паспорт от Ребе из Мункача.

Иногда мы очень хотим сказать нашим детям, как мы их любим, как молимся о них — но есть граница, которую как будто невозможно перейти.

Вы знаете, почему на Земле нет мира — потому что Земле нужен Мункачер паспорт. Я хочу, чтобы вы знали, я так хочу, чтобы вы знали… Тора так священна, и мы празднуем Шавуот, и мы постимся в Йом Киппур, но знаете, что мне нужно? Мне нужен паспорт…

Когда мы открываем Гмару, она начинается со второй страницы. Первая страница пуста, и ничего невозможно было бы выучить по ней, если бы Вс-вышний не давал нам Мункачер паспорт, чтобы мы могли учить Тору.

Когда мы приходим к Котелю — по сути, там не на что смотреть, только камни, на них ничего написано. Но мы начинаем молиться из самых глубин своего сердца, чтобы открылись Врата Небес — потому что Вс-вышний дает нам священный Мункачер паспорт: паспорт для перехода границы между Небом и землей, между людьми и Святой Торой.

Я танцевал с Торой и заметил: те, что танцевали — между ними нет границ, нет границ между ними и их детьми, нет границ между богатыми и бедными.

Когда еврей женится на еврейке, в начале церемонии он опускает вуаль на лицо своей прекрасной невесты. Знаете, что он дает ей? Паспорт из Мункача… А невеста? Она обходит семь раз вокруг жениха — вы ничего не видите: это Мункачер паспорт. Мункачер паспорт, который открывает все врата и уничтожает границы между нами и Вс-вышним, между нами и нашими детьми, между нами и нами самими…

Из устных рассказов р. Шломо Карлибаха. Перевод Батшевы Эскин.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.