Из цикла «Суббота, праздники, будни», темы: Суббота, Зеев Гринвальд, 39 мелахот, Запреты в Субботу
27. Суть этой млахи — в удалении несъедобных и нежелательных элементов из еды; или в удалении из нужных предметов того, что в настоящий момент не нужно.
Поэтому запрещено в субботу распределять что-либо по сортам, например: разбирать столовый прибор, раскладывая по отдельности ложки, вилки и ножи.
28. Можно разделять смешанные продукты или предметы только при исполнении следующих трех условий:
а) следует извлекать то, что нужно в данный момент; обратное действие, то есть извлечение ненужного с тем, чтобы осталось то, в чем есть надобность, запрещено.
Например, нельзя вынимать кости из мяса, рыбы, косточки из фруктов. Следует же извлечь желаемую еду таким образом, чтобы кости или шелуха остались в тарелке. Нельзя также вынуть из перемешанной или уложенной вместе одежды то, в чем в данный момент нет необходимости;
б) выбирать следует только рукой, а не с помощью каких-либо предметов, специально предназначенных для разделения, как сито и т.п. Ложки и вилки во время еды не входят в их число;
в) выбирать можно только с целью использовать выбранное вскоре, например, непосредственно перед едой или перед тем, как надеть одежду. Нельзя выбирать с тем, чтобы использовать выбранное некоторое время спустя.
29. Нельзя класть в воду загрязненные продукты (фрукты, овощи) с тем, чтобы грязь осела или всплыла наверх.
Если в напиток упало какое-либо насекомое, можно вынуть его только вместе с некоторым количеством этого напитка и выбросить их вместе.
30. Нельзя пропускать напиток через сито и т.п. с целью очистить его. Однако, можно медленно переливать его из одного сосуда в другой, даже если осадок остается в первом сосуде. Следует сразу прекратить переливание, как только струя переходит в капли, так как они выцеживаются из собравшегося на дне осадка, а это уже считается запрещенной млахой «выбирать».
31. Нельзя чистить фрукты и овощи, если собираются есть их лишь через некоторое время, но разрешено чистить их непосредственно перед едой.
На протяжении субботы много раз сталкиваются с этой млахой «борер» — «выбирать»: за едой, во время распределения кухонной посуды, одежды, детских игрушек. Следует хорошо изучить законы, связанные с этим запрещением (см. также выше закон 5, пункты 6-8, млахот: מרקד, בורר, זורה).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?