Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сила охлаждения и остывания, предотвращение эмоционального возбуждения человека от восприятия мудрости и рассудка (хохма и бина) в его сознании (даат). Отрыв структуры духа — руах — от разума, мозга. Эта сила — насмешничество.

Сказано в Торе: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Как он застал тебя в пути קרך и поразил у тебя всех ослабевших» (Дварим 25). «קרך означает случайность. Другое объяснение: означает קרי, семяизвержение и нечистоту, потому что он осквернял их развратом, извращением. Другое объяснение: וחום קור, холод и жар — он охладил тебя и остудил тебя после кипения твоего». (Раши).

Здесь перечислены три действия зла. Ведь Амалек происходит от корня древнего Змея, источника зла в мире, которое привело к греху Древа познания добра и зла.

Здесь перечислены три уровня нечистоты по порядку убывания. Все они наносят удар именно в области даат, осознания, здесь они входят внутрь человека. Объясним их в обратном порядке, в порядке возрастания.

1. קרך: Он охладил тебя и остудил тебя после кипения твоего

Сила охлаждения и остывания, предотвращение эмоционального возбуждения человека от восприятия мудрости и рассудка (хохма и бина) в его сознании (даат). Отрыв структуры духа — руах — от разума, мозга. Эта сила — насмешничество.

«Насмешника бей» — это Амалек (Шмот раба). Сила злословия древнего Змея. «Гордящийся злодей — насмешник имя ему — действует с буйной злонамеренностью» (Притчи 21:24). «Толкование: два негативных качества, гордыня и злонамеренность, соединились в насмешнике… и сказали мудрецы: “В будущем все животные соберутся и скажут змею: лев разрывает и ест, волк задирает и ест, а у тебя какая выгода (от твоего укуса)? Сказал им: “И в чем польза обладателю языка?” (Рабейну Йона).

Это сущностное зло. Без “пользы” — выгоды или удовлетворения страсти. Сила разрушения ради разрушения. Стремление поломать, разбить, уничтожить всякую связь гармонии и совершенства. Насмешник своей злобой отрывает систему духа в человеке от системы мозга. Отрывает человека от Творца (ведь разум — это место соединения человека с Творцом, обиталище святой души).

Гордыня: восприятие своего существования как необходимого, как бытия, обязанного иметь место в реальности. Так зло, которому Всевышний дал силу для обеспечения свободы выбора, может восприниматься как нечто обладающее необходимым бытием, у которого есть свой собственный корень существования. Сочетание двух этих качеств предупреждает всякое смирение и принятие ига, делает бесполезным назидание и эмоции, возбуждаемые им. “И узри великий вред легкомыслия и ущерб, причиняемый им. Щит, смазанный жиром, отбивает направленные в человека стрелы, они скользят по щиту и падают на землю, не достигая тела. Так же насмешкой, шуткой и балагурством человек может отбить и отвести от себя упрек и укор, которые пробудили бы его сердце и вдохновили его…” (Рамхаль, Путь Праведных 5).

Мы уразумели: зло наносит ущерб осознанию (даат), соединяющему разум с эмоциями, и разрывает эту связь. Тем самым оно предупреждает пробуждение чувств любви и страха. Речи идет об отрыве самой жизни человека от разума (хохмы и бины), его отделение от чистой души, данной ему.

2. קרי, означает случай ночной, и нечистоту

“А змей был хитрее…” Змей, он же — Сатана, он же — злое начало. Самаэль (ангел зла) оседлал его (змея). Это означает, что сила вожделения, соблазняющая к греху, делает это посредством силы воображения, преподносящей человеку иллюзии материальных удовольствий, которые сбивают его с дороги совершенства…” (Сфорно).

Здесь объясняется более тяжкий уровень “познания зла”. Соединение человека с системой греха. Зло входит в структуру человека, и тем самым отнимает у него совершенство образа Б-га.

Зло смешивается и перепутывается в человеке, “ибо сила вожделения вместе с иллюзиями наслаждений — когда сила разума не препятствует им — начинают командовать материальными силами человека и отводят их от выполнения замысла и воли Всевышнего”. Как сказали мудрецы: “Глаз и сердце — сводники греха”.

3. קרך: Означает случайность

Признание случайности происходящего коренится в отрицании Творца, Его провидения, награды и наказания. Все происходит по воле случая. Погружение в “сознание зла” приводит человека к полному отрыву от своей чистой души. Отсюда приходит отрицание Творца, Жизни миров. Максимальное погружение в материальные вожделения приводит к отрицанию основ веры. Восприятие мироздания как работающего само по себе, все случайно и никем не управляется.

Грех “сознания зла” приводит к приговору о смертности человека

Вкратце: вхождение зла в структуру человека происходит в точке даат ра (“сознания зла”). Оно отрывает его от чистой души, веры, и восприятий разума — хохмы и бины — и погружает в материальность.

Когда человек грешит, его нешама (высшая душа) не получает никакого ущерба… грех влечет лишь удаление и сокрытие искр света высшей души» (Нефеш аХаим). Это отделение от высшей души, произошедшее после греха Адама, и стало причиной спустившейся в мир смерти.

…В пути

«…Который застал тебя в пути» — в пути к приобщению к Древу Жизни, Торе, как случилось с Адамом и с сынами Израиля перед дарованием Торы. В пути между эмоциями — духом, и разумом — Торой. Здесь, на этом пути, вошло зло и мешает человеку достичь совершенной гармонии, приобщения к источнику его души, прилепления к вечной жизни в Торе. Вечность человека — это его связь с миром души, чистой системой идей — Торой, а отрыв от нее есть смерть.


Он родился еще в черте оседлости, учился в известных ешивах у великих наставников. Но из-за давления советской власти, в разгар сталинских репрессий, рав Моше Файнштейн был вынужден уехать в США. Уже там он и стал известен на весь еврейский мир благодаря своей преданности Торе, Б-гу и еврейскому народу. Читать дальше