Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сила охлаждения и остывания, предотвращение эмоционального возбуждения человека от восприятия мудрости и рассудка (хохма и бина) в его сознании (даат). Отрыв структуры духа — руах — от разума, мозга. Эта сила — насмешничество.

Сказано в Торе: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Как он застал тебя в пути קרך и поразил у тебя всех ослабевших» (Дварим 25). «קרך означает случайность. Другое объяснение: означает קרי, семяизвержение и нечистоту, потому что он осквернял их развратом, извращением. Другое объяснение: וחום קור, холод и жар — он охладил тебя и остудил тебя после кипения твоего». (Раши).

Здесь перечислены три действия зла. Ведь Амалек происходит от корня древнего Змея, источника зла в мире, которое привело к греху Древа познания добра и зла.

Здесь перечислены три уровня нечистоты по порядку убывания. Все они наносят удар именно в области даат, осознания, здесь они входят внутрь человека. Объясним их в обратном порядке, в порядке возрастания.

1. קרך: Он охладил тебя и остудил тебя после кипения твоего

Сила охлаждения и остывания, предотвращение эмоционального возбуждения человека от восприятия мудрости и рассудка (хохма и бина) в его сознании (даат). Отрыв структуры духа — руах — от разума, мозга. Эта сила — насмешничество.

«Насмешника бей» — это Амалек (Шмот раба). Сила злословия древнего Змея. «Гордящийся злодей — насмешник имя ему — действует с буйной злонамеренностью» (Притчи 21:24). «Толкование: два негативных качества, гордыня и злонамеренность, соединились в насмешнике… и сказали мудрецы: “В будущем все животные соберутся и скажут змею: лев разрывает и ест, волк задирает и ест, а у тебя какая выгода (от твоего укуса)? Сказал им: “И в чем польза обладателю языка?” (Рабейну Йона).

Это сущностное зло. Без “пользы” — выгоды или удовлетворения страсти. Сила разрушения ради разрушения. Стремление поломать, разбить, уничтожить всякую связь гармонии и совершенства. Насмешник своей злобой отрывает систему духа в человеке от системы мозга. Отрывает человека от Творца (ведь разум — это место соединения человека с Творцом, обиталище святой души).

Гордыня: восприятие своего существования как необходимого, как бытия, обязанного иметь место в реальности. Так зло, которому Всевышний дал силу для обеспечения свободы выбора, может восприниматься как нечто обладающее необходимым бытием, у которого есть свой собственный корень существования. Сочетание двух этих качеств предупреждает всякое смирение и принятие ига, делает бесполезным назидание и эмоции, возбуждаемые им. “И узри великий вред легкомыслия и ущерб, причиняемый им. Щит, смазанный жиром, отбивает направленные в человека стрелы, они скользят по щиту и падают на землю, не достигая тела. Так же насмешкой, шуткой и балагурством человек может отбить и отвести от себя упрек и укор, которые пробудили бы его сердце и вдохновили его…” (Рамхаль, Путь Праведных 5).

Мы уразумели: зло наносит ущерб осознанию (даат), соединяющему разум с эмоциями, и разрывает эту связь. Тем самым оно предупреждает пробуждение чувств любви и страха. Речи идет об отрыве самой жизни человека от разума (хохмы и бины), его отделение от чистой души, данной ему.

2. קרי, означает случай ночной, и нечистоту

“А змей был хитрее…” Змей, он же — Сатана, он же — злое начало. Самаэль (ангел зла) оседлал его (змея). Это означает, что сила вожделения, соблазняющая к греху, делает это посредством силы воображения, преподносящей человеку иллюзии материальных удовольствий, которые сбивают его с дороги совершенства…” (Сфорно).

Здесь объясняется более тяжкий уровень “познания зла”. Соединение человека с системой греха. Зло входит в структуру человека, и тем самым отнимает у него совершенство образа Б-га.

Зло смешивается и перепутывается в человеке, “ибо сила вожделения вместе с иллюзиями наслаждений — когда сила разума не препятствует им — начинают командовать материальными силами человека и отводят их от выполнения замысла и воли Всевышнего”. Как сказали мудрецы: “Глаз и сердце — сводники греха”.

3. קרך: Означает случайность

Признание случайности происходящего коренится в отрицании Творца, Его провидения, награды и наказания. Все происходит по воле случая. Погружение в “сознание зла” приводит человека к полному отрыву от своей чистой души. Отсюда приходит отрицание Творца, Жизни миров. Максимальное погружение в материальные вожделения приводит к отрицанию основ веры. Восприятие мироздания как работающего само по себе, все случайно и никем не управляется.

Грех “сознания зла” приводит к приговору о смертности человека

Вкратце: вхождение зла в структуру человека происходит в точке даат ра (“сознания зла”). Оно отрывает его от чистой души, веры, и восприятий разума — хохмы и бины — и погружает в материальность.

Когда человек грешит, его нешама (высшая душа) не получает никакого ущерба… грех влечет лишь удаление и сокрытие искр света высшей души» (Нефеш аХаим). Это отделение от высшей души, произошедшее после греха Адама, и стало причиной спустившейся в мир смерти.

…В пути

«…Который застал тебя в пути» — в пути к приобщению к Древу Жизни, Торе, как случилось с Адамом и с сынами Израиля перед дарованием Торы. В пути между эмоциями — духом, и разумом — Торой. Здесь, на этом пути, вошло зло и мешает человеку достичь совершенной гармонии, приобщения к источнику его души, прилепления к вечной жизни в Торе. Вечность человека — это его связь с миром души, чистой системой идей — Торой, а отрыв от нее есть смерть.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.