Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Ахроним, Рав Александр Кац, Мусар, Литва
Раби Меир-Михл Рабинович (5590-5662 /1830-1902/ гг.) — авторитетный законоучитель.
Происходил из знатной раввинской семьи — его прадедом был р. Авраам Раголер, брат Виленского Гаона.
Родился в литовском городе Кейданах (Кедайняе).
Учился ковенском мусар штибле (доме этики) под руководством р. Исраэля Салантера.
Р. Меир-Михл долго не решался принять предлагаемый ему пост раввина, опасаясь ответственности, связанной с вынесением алахических решений. И тогда р. Исраэль Салантер сказал ему: «Ты думаешь, что раввинами должны становиться те, которые не боятся? Именно потому что ты боишься ответственности, ты оптимально подходишь для раввинского поприща» (Тнуат амусар т.2 с. 369).
В возрасте около тридцати лет р. Меир-Михл возглавил общину маленького литовского городка Шата.
К своим раввинским обязанностям он относился с величайшей мерой ответственности. Однажды, в субботнюю ночь, к нему постучалась женщина, страдающая от зубной боли. Она спрашивала, разрешено ли ей воспользоваться болеутоляющим средством. Покопавшись в многочисленных кодексах, р. Меир-Михл вынужден был сообщить женщине, что в ее ситуации это запрещено. Но когда женщина ушла, он продолжил изучение вопроса, и глубокой ночью все-таки нашел возможность облегчить требование закона. Не зная, где живет женщина, р. Меир-Михл принялся бродить по темным улицам городка, пока, наконец, не услышал тяжелые вздохи и стоны, доносящиеся из одного дома. Он постучался в дверь, и ему открыла та самая женщина. Р. Меир-Михл с радостью разрешил ей воспользоваться лекарством (там же с. 371).
Во всех жизненных ситуациях он стремился следовать высоким этическим нормам, воспринятым в годы обучения у р. Исраэля Салантера. Однажды в Шате, в зимнюю ночь, он вернулся из дома учения очень поздно и обнаружил, что дверь дома заперта, а все домашние спят. Р. Меир-Михл понял, что если он постучит в дверь, то разбудит свою мать. Потоптавшись у порога, он решил вернуться в дом учения и провести остаток ночи там, но оказалось, что, пока он ходил домой, учащиеся его ешивы уже закончили заниматься и, запершись изнутри, улеглись спать на лавках, — и их будить он тоже не счел возможным. Остаток морозной ночи р. Меир-Михл провел на улице (Гдолей адорот).
Р. Меир-Михл был раввином Шата в течение двадцати лет — и, хотя ему предлагали раввинские «троны» в гораздо более крупных общинах, он предпочитал оставаться в спокойном и тихом месте, где имел возможность посвящать основную часть своего времени изучению Торы.
Перешагнув пятидесятилетний рубеж, он решил вообще отказаться от раввинского поприща и переехать в Вильно (Вильнюс), чтобы в этом крупнейшем духовном центре целиком посвятить себя занятиям Торой.
Но когда он оказался в Вильно, то выяснилось, что по своему уровню алахического мышления и эрудиции он является одним из самых авторитетных законоучителей своего поколения. И хотя он отказывался от любых официальных постов, мудрецы Вильно признали в нем высший духовный авторитет и обращались к нему для решения самых сложных и запутанных алахических проблем (Тнуат амусар т.2 с. 369).
Р. Меир-Михл Рабинович умер в 5662 /1902/ году.
Через год после его смерти, в 5663 /1903/ году, в виленской типографии вышел в свет двухтомный сборник его избранных сочинений, названный Амеир леолам («Светящий миру»). Наряду с алахическими исследованиями, в эту книгу включены и его толкования Пятикнижия и комментарий к ряду агадот (талмудических иносказаний). Во многих его статьях развиваются этические идеи р. Исраэля Салантера.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?