Из цикла «Любовь к Израилю», темы: Ненависть, Дурное начало, Хафец Хаим, Благодарность, Самосовершенствование, Любовь к ближнему, Отношения между людьми, Судить в лучшую сторону
Прежде всего, необходимо искоренить ненависть из сердца, и тогда душа станет отныне чистой от этого греха, что позволит ему покаяться за совершённое и снискать искупление. И так же, как совершивший кражу не исправляет содеянного, пока не вернёт украденное хозяину, и даже Йом Кипур не способен искупить без этого, то же самое и относительно запрета ненависти: всё то время, пока ненависть полностью не покинула сердце, человек не может покаяться, и данный грех не будет искуплён пусть даже и после многих покаянных молитв, так как это подобно тому, кто окунается в воды миквы, сжимая в кулаке источник нечисти.
Также важно приучить себя судить о ближнем с положительной стороны, и стараться объяснить любой, даже, внешне, неблаговидный, поступок другого таким образом, чтобы оправдать его. Быть может, он содеял это не специально, или, быть может, он уже раскаялся в содеянном и т.п. И тогда ненависть не сможет гнездиться в сердце такого человека; и уже сказали наши мудрецы (Шаббат 127б): «Того, кто судит о других с хорошей стороны, — на небесах судят также с хорошей стороны».
А ещё написано («Поучения отцов», гл. 2:4): «Не суди о ближнем, пока не окажешься на его месте». Порой один просит у другого помощи, например, одолжить ему денег, а тот не помогает, — нельзя привыкать видеть в таком отказе свидетельство тому, что отказавший — плохой человек. Необходимо понять прежде, а есть ли у него требуемая сумма под рукой; ведь нередко люди тратят последнее, чтобы их домашние не нуждались ни в чём, и люди вокруг думают, что это признак зажиточности, а на деле человек еле сводит концы с концами, и только старается производить впечатление состоятельного, или чтобы с ним имели дело торговцы; или чтобы его не начали преследовать те, кто одолжил ему в долг; или чтобы он мог получить ещё ссуду; или у него есть взрослые дети на выданье, и ему важно, чтобы их воспринимали, как выходцев из зажиточной семьи; и множество подобных причин, из-за которых он, на вид, купается в роскоши, а, на деле, у него ни гроша за душой, и поэтому его отказ — совершенно не признак жадности и злосердечия. Попросивший ссуду должен поставить себя на место этого еврея, как бы он поступил в подобной ситуации, точно ли он повёл бы себя иначе? Именно это имели в виду наши мудрецы (Поучение отцов 2:4) пока не окажешься «на его месте» — то есть, в его положении. И, если человек всегда будет представлять себя на месте другого, ему с лёгкостью удастся судить о ближнем с хорошей стороны и признавать его правоту.
Этими немногими строками я смог разъяснить лишь малую (не исправлять) о недопустимости страшного греха беспричинной ненависти и о том, как исправить этот грех. Однако любой разумный человек, если только пожелает, сможет догадаться и о других способах, как искоренить ненависть из своего сердца и полюбить ближнего от всей души.
И теперь, братья мои, после того, как мы узнали, что главный грех, из-за которого был разрушен Храм и так затянулось изгнание наше, — это беспричинная ненависть, мы, ожидая восстановления нашего Храма, обязаны исправить то, что повредили; тот грех, из-за которого постигло нас это бедствие, — через его исправление придёт и избавление! И как сказали наши, светлой памяти, мудрецы (Ваикра Раба, гл. 21), «Тот, кто совершил горы грехов, — супротив них пусть исполнит горы заповедей!»
И исправление этого греха должно прийти через то, что каждый еврей будет стараться любить своих собратьев, всех без исключения, помогая им, чем только способен —физически или материально, а также будет беречь их достоинство и имущество точно так же, как оберегает своё. И именно это вменяет нам в обязанность заповедь любви к ближнему, так пишет Рамбам-Маймонид (см. в повел. Заповедях, гл. 206). И ведь не даром мы названы «удел Всевышнего», как сказано (Дварим 32:9): «Ибо удел Всевышнего — народ Его, Яаков — наследие Его!» И кроме этого мы должны знать, что установление дружеских отношений между людьми — одна из вещей, плоды которой человек пожинает уже при жизни в этом мире, а в Мире Грядущем ждёт его основная награда за это, так приведено в начале трактата «Пеа» (гл.1 Мишна 1).
Воистину, человеку необходимо узреть, как дурное начало (ецер ара) беспрестанно отвращает его от того, чтобы замечать блага Всевышнего, ниспосылаемые свыше, и от того, чтобы быть благодарным за них. И сказали наши мудрецы: «Мудрец — это тот, кто знает своё место». То есть, понимает свой истинный уровень. И, получается, что того, кто не отличается мудростью, дурное начало способно обмануть, дать ему ощущение, что он пребывает в заслуженном почёте, что он выполняет все требования Торы, как и воспринимают его все окружающие, видя в нём богобоязненного мудреца Торы, который ревностно исполняет заповеди. Однако, если он только захочет вдуматься, то убедится, что каждодневно, преступает и не исполняет несколько заповедей, а также нарушает несколько запретов, и даже не собирается это как-то исправить. Польза от такой внутренней проверки — несказанно велика, так как, узнав себя, человек способен избавиться от гордыни и принять всё, что Всевышний ему ниспосылает или, наоборот, всё, чего лишает его; будь то его влияние на окружающих, и будь то уважение, которое питают или же не питают к нему люди. И в любых областях жизни постигнет, что Всевышний милосерд к нему.
Благодаря этому пониманию, становятся полностью ясны слова Писания (Псалмы 145:16): «Раскрываешь руку Свою и насыщаешь всякого живого по желанию его», которые удивляют многих, ведь, на деле, «человек умирает, не достигнув и половины того, чего вожделел»! Однако после того, что мы разъяснили выше, всё становится на свои места: пока человек не познал себя, ему всё кажется, что он получает меньше, чем ему положено, в этом мире, и что уж точно в мире грядущем ожидает его завидная доля. Но Всевышний, от Которого ничего не скрыто, знает, что этому человеку и сыновьям его не положено бо́льшего, дабы не отвратились они от путей Творца, благословен Он.