Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тот, кто ненавидит ближнего, уподобляется человеку, который ест трефную пищу

Глава 4. В ней будет разъяснено, насколько важно вдуматься в собственные мотивы, чтобы искоренить ненависть из сердца

Любой, за редкими исключениями, еврей верит в 13 Основ веры, и по отношению к нему справедлива цитата «Ибо удел Всевышнего — народ Его» (Дварим 32:9). И он любим Богом, как сказано (Малахи 1:2): «Я возлюбил вас, слово Господа». И также написано (Дварим 7:8): «…ибо из-за любви Всевышнего к вам…», и ещё (Там 11:1): «Сыны вы Господу Богу вашему», и многие подобные цитаты, указывающие на безмерную любовь Всевышнего к народу Израиля. И после такого — как может человек осмелиться испытывать ненависть по отношению к тому, кто любим Творцом?! Очевидно, что Всевышнему такое не понравится, подобно тому, как любой отец души не чает в своём сыне, жертвует для своего сына многим, старается ради него, и, если узнает, что у сына есть ненавистник, — невзлюбит того крайне! И точно так же обстоит дело и в том случае, когда один человек ненавидит другого, безусловно, Бог недоволен этим; и кто же будет настолько глуп, чтобы навлечь на себя недовольство Творца?! И, если уж от обычного человека, ненавистник порой может ожидать серьёзных неприятностей, то каково это, когда Царь всех царей, свят и благословен Он, недоволен тем, кто ненавидит ближнего! Воистину, стоит быть чрезвычайно осторожным с этим!

Кроме этого, есть здесь и ещё один момент. Как известно, каждая часть человеческого тела приспособлена для определённой функции. К примеру, рот — чтобы поглощать пищу, зубы — чтобы эту пищу перемалывать, уши — чтобы слышать, язык — чтобы говорить, сердце — склонять человека к тем или иным мыслям. И вот представим себе, что один еврей долгое время наблюдает за тем, как другой еврей с утра до вечера питается некошерным; очевидно же, что от этого зрелища он преисполнится отвращением к такому обжоре, так как Писание вопиет: «Не оскверняйтесь всем этим!» (Ваикра 18:24), и несмотря на это, он своими собственными руками оскверняет себя.

И как же схож тот, кто, ненавидя ближнего, использует сердце своё, что было создано для добрых и святых помыслов, во зло! И он с утра до вечера замышляет в сердце своем злое против ближнего своей укорененной ненавистью в сердце. А ведь и об этом Писание вопиет: «Не ненавидь брата своего в сердце своём» (Ваикра 19:17). Чем он лучше того, кто питается некошерным. Точно так же, как едящий некошерное оскверняет рот свой, так и ненавидящий ближнего оскверняет сердце своё.

И, если у человека голова на плечах, в тот же момент, как дурное начало (ецер ара) начнёт склонять его к тому, чтобы возненавидеть ближнего, он должен осудить дурное начало, говоря: с чего ты вечно преследуешь меня, склоняя к ненависти? Ведь каждая минута, когда ты насаждаешь во мне ненависть к ближнему моему, равноценна тому, как если бы ты пичкал меня свининой! И я совершенно не в состоянии понять, за что моему ближнему полагается ненависть! Ведь мне очевидно, что он не провинился передо мной ни в чём, ты же стремишься заставить меня согрешить, усмотрев изъян в невинном человеке! А вот кого мне действительно подобает ненавидеть, так это тебя, йецер ара, за то, что пытаешься поселить в моём сердце ненависть к другому! Ведь ты ненавидишь меня ещё больше, раз стараешься сделать так, что я буду ненавидим и отвратителен в глазах Творца, преступая тяжкий запрет ежеминутно! Я давно уже знаю тебя, как лжеца: видя, как ты совращаешь меня не исполнять заповеди Всевышнего под различными предлогами, и, наоборот, когда появляется у меня возможность согрешить, а я упираюсь, ты приходишь ко мне и всячески склоняешь меня к греху, подкидывая мне различные аргументы в пользу того, что, мол, здесь и нарушения-то нет. И если бы я многократно не побеждал тебя, по милосердию Божьему ко мне, давно бы уже загнал ты душу мою в трясину грехов!

В итоге, оглядываясь назад на все те годы, в которые я содеял множество грехов, я вижу, что только ты, ецер ара, виной этому, и как сказано «…и к тебе влечение его» (Брейшит 4:7), и разъяснил там Раши, что речь идёт о дурном начале в человеке, которое страстно вожделеет совратить того с пути истинного. И с этого дня и далее я не имею ни малейшей претензии, ни тени ненависти к ближнему, да благословит его Всевышний на всех путях его!

Без сомнения, если человек постоянно будет помнить о сказанном выше, он не попадётся в силки дурного начала, и ненависть покинет его сердце, так как слова благословения в адрес ближнего перечеркнут те чёрные мысли, которые были у него о ближнем вначале.


В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве? Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа взгляд подход к этому вопросу не оставался статичным. Читать дальше