Из цикла «Любовь к Израилю», темы: Ненависть, Зависть, Хафец Хаим, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
А теперь разъясним по порядку те причины, из-за которых люди ненавидят других. Их немного, и перечислим их по порядку. Первой же из них является зависть, которая зарождается по следующим поводам:
Все подобные ситуации влекут за собой беспричинную ненависть одного человека по отношению к другому, но сейчас я покажу, что все эти причины — в основе своей лживы, и вообще не могут служить оправданиями для ненависти ближнего.
Что касается первого повода, а именно, зависти чужому богатству, — ведь известно, что Всевышний дарует богатство двум типам людей: или тем, кто милосерд и мягкосердечен, и такие наверняка используют полученное богатство, чтобы помогать нуждающимся и беднякам. Они как казначеи сокровищницы Творца, помогают неимущим, и это, безусловно, богатство во благо его владельцу. А порой богатством одаряется тот, кто своими многими прегрешениями заслужил суровую кару, но, вместе с тем, совершил и что-то богоугодное (заповедь). И такому Всевышний посылает богатство, как оплату за те немногие заповеди, что тот исполнил, чтобы лишить злодея награды в мире грядущем. И тогда это богатство во вред владеющему им, и в конце концов оно сгинет, не оставив следа. Обдумав всё это, человек должен понять, что глупо завидовать и ненавидеть ближнего из-за того, что тот богат. Потому что получить богатство по-хорошему, как видно, он не удостаивается, и это потому, что, скорее всего, он не стал бы помогать бедным подобающим образом. А, с другой стороны, как возможно завидовать человеку, который «поедает» свой грядущий мир в этом проходящем мире и которому дают богатство в этом мире в качестве расплаты с ним за немногие добрые дела его, разве бы обрадовало человека такое богатство? И как сказали наши мудрецы в трактате Авот (4:17): «Лучше час благоденствия в Мире Грядущем, нежели вся жизнь в достатке в мире этом». Таким образом, как мы увидели, нет причины ненавидеть богача за то, что он богат.
Что же до второго повода, когда один ненавидит другого за то, что тот более умел и, поэтому, он думает, что происходит отток заказчиков от него к умельцу, — об этом уже высказались наши мудрецы (тр. Йома 38б): «Человек не способен дотронуться до уготованного другому даже на толщину волоса»; и то, что человеку полагается заработать, трудясь, он заработает без напряжения и страданий, так как то, что предопределено получить одному от Всевышнего, никто другой у него не в состоянии забрать. Если человек будет таким образом воспринимать данную ситуацию, он наверняка перестанет ненавидеть ближнего.
О третьем поводе, когда ненависть иногда продиктована тем, что другой пользуется бо́льшим уважением. Каждый должен знать, что этому человеку полагается весь этот почет, как написано: «чтящего Меня — чтить буду» (Шмуэль 1, 2:30), и, таким образом, если бы не уважение свыше, то этот человек не был бы уважаем и людьми. Теперь же, когда тот заслужил уважения с небес, невозможно лишить его этого уважения, а тот, кто попытается сделать это, будет опозорен сам в той же мере, в какой хотел унизить ближнего.
И четвёртый повод, когда человек ненавидит другого за то, что моральные и душевные качества того — возвышеннее, совершеннее, — это несусветная глупость: чем провинился обладатель таких качеств, если Всевышний пожелал одарить его ими?! И ведь, безусловно, эти качества у их носителя — свыше, и, таким образом, нет ни малейшей причины ненавидеть его!
В итоге, мы разобрали все четыре причины, упомянутые в начале, и увидели, что, если ненавидящий вдумается во все перечисленные возражения, если он доверяет нашим мудрецам, он поймёт, что все его доводы в пользу этой ненависти — пустой звук, и нет никакой настоящей причины ненавидеть своего ближнего.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?