Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Зажигание огня, варка и другие основные запрещенные виды работ

Некоторые из запретов субботы

6. Приведем некоторые подробности о наиболее важных и чаще всего встречающихся запретных действиях, входящих в описанные выше тридцать девять авот млахот. Многие запрещенные в субботу действия не упомянуты в этой книге, и в каждом сомнительном случае следует обратиться с вопросом к раввину.

 

Ниже указаны темы, на которых мы подробно остановимся:

* зажигание и тушение огня и варка;

* различные млахот, связанные с приготовлением пищи (выжимать, молоть, месить и т.д.);

* образ вскрытия консервов, бутылок и других упаковок;

* мытье посуды и запрещение готовить что-либо в субботу для будней;

* использование мыла и мазей;

* стирка белья и чистка обуви;

* пользование освещением и электроприборами;

* запрет писать, стирать написанное и клеить;

* запрет шить, кроить, рвать;

* запрет завязывать, развязывать, взвешивать и мерить;

* запрет строить, сооружать покрытие;

* уход за телом (стричь волосы и ногти, причесываться, накладывать косметику, мыться);

* законы, относящиеся к растениям и деревьям;

* запрет заниматься свойственными будням делами и разговорами;

* законы переноса с одной территории на другую — «эрувин»

* законы «мукце» — запрещенных для перемещения в субботу с места на место предметов.

Зажигание/тушение огня и запрет варить

7. Нельзя никоим образом зажигать или тушить, усиливать или уменьшать огонь в субботу. Это касается всех видов огня и всех горючих материалов.

Сняв кастрюлю с огня, нельзя тушить огонь.

Нельзя курить в субботу.

8. Запрет варить: запрещено в субботу варить продукты питания на огне или любом другом источнике тепла. Нельзя ставить их на огонь, на электроплитку, на прибор для варки на пару и т.д., даже если эти продукты сварились еще до субботы. Запрещено ставить их на огонь даже на самое короткое время, за которое они не могут свариться.

Запрет варить включает также запрещение печь и жарить. Запрещено также плавить на огне твердые тела, например воск или металл. Запрещено сушить дрова теплом огня.

9. Нельзя добавлять в уже стоящую на огне (или на другом источнике тепла) кастрюлю продукты, жидкости, приправы; нельзя помешивать пищу в стоящей на огне кастрюле.

Запрет варить обусловлен многими деталями: например, идет ли речь о твердом или влажном продукте, уже готовом или недоваренном и т.д.

Ситуации, которые часто встречаются на практике

Остановимся на наиболее часто встречающихся проблемах.

10. Как было уже сказано, нельзя ставить в субботу еду на огонь. Однако на кастрюлю, уже стоящую на огне (поставленную туда до субботы), можно поместить посуду с сухой (без супа, соуса и т.п.) едой, сваренной до субботы.

Посуду с несухим содержимым (с соусом и т.п.) можно поставить на стоящую на огне кастрюлю, только если оно не сможет нагреться там, находясь даже длительное время, до температуры ״יד סולדת״ — “яд соледет”, при которой рука чувствует ожег (или, более точно,может быть вызван легкий ожег на животе ребенка).

«Кли ришон» и «кли шени»

11. Запрет варить распространяется также на ״כלי ראשון״ — «кли ришон»— «первый» (стоявший на огне) сосуд, даже после того как его сняли с огня, пока он сохраняет температуру яд соледет\ нельзя вливать в него пищу, а также нельзя выливать его содержимое на продукты или напитки.

Сухую еду, полностью сварившуюся до субботы, можно поместить в кли ришон, снятый с огня, независимо от его температуры.

12. Есть виды продуктов, быстро варящихся (яйца, чайные листья и т.п.). Их запрещено помещать в субботу даже в ״כלי שני״ — «кли шени»— «второй» (не стоявший на огне) сосуд, если температура его содержимого остается выше яд соледет.

«Кли шени» — это сосуд, в который перелили пишу из стоявшего на огне сосуда (кли ришон).

Принято остерегаться помещать хлеб, мацу и т.п. в кли шени (например, в тарелку супа и т.п.), имеющего температуру яд соледет, тем более нельзя выливать на них содержимое кли ришон.

На сухую (без соуса) пищу, находящуюся в кли шени и имеющую температуру яд соледет, нельзя класть приправы и т.п.. так как есть мнение, что горячая сухая пища, если ее температура не опустилась ниже яд соледет, должна рассматриваться как кли ришон.


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше