Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первый храм был разрушен из-за трех страшных грехов, а причиной разрушения Второго стала беспричинная ненависть. Как исправить произошедшее?

Написано в Талмуде (тр. «Йома», 9б) так: «Отчего был разрушен первый Храм? Из-за трёх вещей, которые были в то время: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. Но тогда второй Храм, во время которого евреи и Тору учили, и заповеди исполняли, и помогали друг другу, — отчего же был разрушен? Из-за беспричинной ненависти, что царила между людьми!» И это учит нас, что ненависть равноценна трём тягчайшим грехам: идолопоклонству, разврату и кровопролитию вместе взятым!

А мы в наших молитвах просим о том, чтобы Храм был восстановлен, ждём этого ежедневно, а сами не задумываемся о главной причине, из-за которой задерживается строительство Храма! Если уж этот грех смог разрушить Храм, несмотря на всю Тору, которую то поколение учило, и на все добрые дела, которые они творили, тем более, он способен не позволить новому Храму отстроиться, если мы не возьмём себя в руки и не будем изо всех сил избегать ненависти, изгоняя её из наших сердец! Из-за нашей вины этот грех распространился весьма по всем сторонам и уголкам света, как в больших городах, так и в местечках; и, если мы не уразумеем, как исправить то, что напортили, не дай Бог, ждёт нас прозябание в изгнании и далее! А ещё могут спросить с нас за поруганную честь Небес, что мы допускаем, пребывая в этой ужасающей ссылке.

Разъясним же, отчего этот грех тяжелее всех прочих:

1. Редко случается, чтобы человек, если он не завзятый грешник, преступал какие-либо запреты ежеминутно, а вот грех ненависти можно совершать каждую минуту, если ненависть пробудилась в сердце и остается там порой и месяц, и год, а то и более, умножая нарушения бесконечно.

Так же, как болезнь, пока не укоренилась в теле, надежда на излечение велика, но, если она укоренилась в теле надолго, тогда очень трудно ее излечить. Так и с болезнью по имени ненависть, нельзя допустить, чтобы она пустила корни в сердце, так как тогда, не дай Бог, уже ничего нельзя сделать для излечения ненавидящего. И очень необходимо человеку стараться, чтобы не укоренился этот грех в сердце.

2. Ещё тем этот грех тяжелее иных, что служит причиной для нарушения других запретов, таких как запрет раздора, злоязычия, сплетен, обиды, напраслины, унижения, клеветы, а порой и убийства, как написано в Сифри, «нарушив запрет ненависти сегодня, в конце дойдёт до нарушения запрета убийства, как гласит Писание (Дварим 18:11), “И когда будет один ненавидеть другого и подстережёт того, и, напав, убьёт,..”» И убийство Авеля Каином также произошло из-за ненависти. В общем, все беды в этом мире, в основе своей, берут своё начало в ненависти.

К тому же, взгляни, как сурово относится Тора к нарушителям запрета беспричинно ненавидеть, ведь наши Мудрецы сказали, что запрет «злопамятства» нарушается даже в следующей ситуации: предположим, что один человек просит у соседа одолжить ему лопату. Тот отказывает. На следующий день отказавший приходит одолжить у соседа серп, и тот ему протягивает серп, говоря: «Бери! Я не такой скряга, как ты»! И в эту минуту он нарушает запрет «злопамятства», показав, что ненависть таилась в его сердце!

Ещё упомянуто в Талмуде (тр. Санхедрин 27:2 27б), что тот, кто, испытывая вражду к другому, не говорил с тем три дня, зовётся «ненавистник» и, по всем мнениям, не может быть судьёй в тяжбе с участием этого человека. Часто случается, после небольшой ссоры между людьми царит отчуждение из-за взаимных претензий. Даже, если нету между ними полной ненависти, но и видеть друг друга они не желают. Однако из отрывка Талмуда, приведённого выше, мы видим, что даже такие отношения уже запрещены из-за «не возненавидь брата своего в сердце своём». И каждый должен задуматься о том, что порой из-за, казалось бы, лёгкой ссоры можно нарушить столь серьёзный запрет!

Из всего этого следует, что мы обязаны изо всех сил стремиться исправить этот тяжкий грех, из-за которого, прежде всего, так долго длится наше изгнание. А Всевышний в милосердии Своём расположит наше сердце к тому, чтобы искоренить из него ненависть, и также зависть к другим не проникнет в сердце наше, а зависть по отношению к нам — в сердце других людей. И да удостоимся мы лицезреть явление Праведного Избавителя-Машиаха и восстановление Храма вскорости, в наши дни, Амен!