Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все покупки для субботы хорошо закончить как можно раньше утром в пятницу. То же, что требует длительного приготовления, лучше купить в четверг.

Суббота (Шабат)

Говорится в Гемаре «Шабат»: «Сказал Бог Моисею: есть дорогой подарок в Моей сокровищнице, и это Суббота, и ее Я желаю дать Израилю». Написано в Торе (בראשית בי, גי): «Благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день не совершал Бог творение, после всего созданного».

Соблюдение заповедей субботы укрепляет в нас веру в то, что мир сотворен Богом. Подобно тому, как Бог создал мир в шесть дней творения, а в седьмой день ничего не совершал, так же и мы ничего не совершаем в седьмой день. Сказано в Торе (שמות ל״א, ט״ז־י״ז): «Да будут соблюдать сыны Израиля Субботу, выполняя законы Субботы во всех поколениях как завет на века. Между Мной и сынами Израиля она вечный знак того, что шесть дней Бог творил небо и землю, а в седьмой день не создавал ничего, пребывая в покое».

Суббота является также напоминанием об исходе из Египта, как сказано в Торе (דברים הי, ט״ו): «Помни, что был ты рабом в Египте, и вывел тебя оттуда твой Бог рукой мощной и простертой, и поэтому велел тебе твой Бог соблюдать Субботу».

Память об Исходе, благодаря которому мы превратились из рабов в свободный, избранный Богом народ, является одной из первейших основ нашей веры в Бога. В субботнем отдыхе отражается эта свобода, дарованная еврейскому народу после исхода из египетского рабства, и наша преданная вера в Бога, вызволившего нас из рабства и давшего нам Тору.

Говорится в субботней молитве минха: «День отдыха и святости Ты даровал своему народу. В этот день Авраам радуется, Ицхак ликует,

Яаков и его сыновья отдыхают. Отдых, наполненный любовью и милосердием, правдой и верой, миром, покоем, безмятежностью и уверенностью, совершенный отдых, угодный Тебе. Поймут и узнают Твои сыновья, что Тобой дарован их отдых, и освятят в нем Твое Имя».

Суббота возвышает нас над повседневной суетой. Духовная ценность субботы и особый ее аромат простираются и над нашими буднями — тогда суббота становится тем днем, из которого черпают святость и возвышенность наши будни.

С субботой связаны особые заповеди и молитвы. Расскажем сначала об ее заповедях, о субботних молитвах и трапезах, а затем о запрещенных в субботу действиях.

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ — Приготовления к субботе и зажигание свечей

Приготовления к субботе и зажигание свечей

1. Перед наступлением субботы евреи готовятся к ней. как к приходу важного гостя. Мицва участвовать в приготовлении к субботе. Даже если все приготовления к ней совершаются домашними или прислугой, еврей должен тем не менее постараться и сам приготовить что-либо в честь этого дня.

2. Все покупки для субботы хорошо закончить как можно раньше утром в пятницу. То же, что требует длительного приготовления, лучше купить в четверг. В период, когда суббота наступает рано, желательно все покупки к ней закончить в четверг.

Готовят вкусные блюда на все субботние трапезы, при этом мицва попробовать заранее от всего сваренного, чтобы блюда были поданы в субботу наилучшим образом (см. выше глава 13-я, закон 8, когда говорят браху на пробу еды и когда нет).

По возможности следует приготовить к субботе как можно ׳ больше вина, мяса и других яств.

3. Дом чисто убирают, на столы стелят скатерти. Желательно покрыть скатертями все столы в доме; а на стол, за которым проводят субботние трапезы, принято класть две скатерти. Столы оставляют убранными до конца субботы.

Мудрецы говорят, что два ангела-посланника Всевышнего — добрый и злой — сопровождают еврея, возвращающегося из синагоги домой в субботу вечером. Войдя в чисто убранный дом, где горят субботние свечи и накрыт стол, говорит добрый посланник: «Да будет воля Его, чтобы и в следующем году было так же». Злой поневоле отвечает: «Амен».

В пятницу еврей должен задуматься над своими делами и

поступками и решить, как их исправить, чтобы встретить субботу без обременяющих сердце грехов.

4. Мицва мыться в пятницу горячей водой в честь субботы. Если человеку необходимо постричься, лучше сделать это перед субботой и в ее честь.

5. Накануне субботы стригут ногти.

У некоторых не принято стричь в один и тот же день ногти рук и ног. По некоторым обычаям не стригутся и не отрезают ногтей в рош ходеш.

Остриженные ногти нужно сжечь, закопать в землю или выбросить там. где не ходят люди.

Если остриженные ногти упали на пол. надо их вымести.

Лучше стричь ногти не по порядку, а через один.

6. Пророк сказал о субботнем дне (״ישעיהו נייח, י״ג): «Почти его, не делай обычного тебе». В связи с этим XA3AJ1 учат нас, что субботняя одежда должна отличаться от будничной. Еврей должен постараться приобрести красивую одежду для субботы. Желательно переменить перед субботой все носимое. Хорошо также иметь на этот день специальный талит.

Стирку к субботе делают в четверг, чтобы оставить последний день на все другие приготовления.

7. Следует воздержаться от еды в пятницу после полудня, чтобы с большим аппетитом есть в субботу вечернюю трапезу.

8. В пятницу, после полудня, нельзя заниматься никакой постоянной работой, не связанной с субботой. Можно сделать что-то случайное (написать письмо другу, например) или то, что непосредственно касается подготовки к субботе (починка одежды и т.п.).

Зажигание субботних свечей

9. Перед наступлением субботы зажигают свечи. Делают это в честь субботы, подчеркивая ее важность. Их свет приносит покой и согласие в семью. Зажигая свечи, произносят соответствующую браху (см. ниже).

Свечи зажигают в той комнате, где совершают вечернюю трапезу. Надо позаботиться, чтобы было достаточно светло и во всех других помещениях, которыми пользуются субботним вечером.

10. Тот, кто ночует у себя дома, а вечернюю трапезу ест в другом месте, зажигает свечи и говорит благословение на них у себя дома. Гость, который ночует в отдельной комнате, должен в ней же зажечь свечи с брахой, хотя не будет там есть, и даже если его жена зажигает в это время свечи дома. В таком случае выбирают большие свечи, чтобы они еще горели, когда возвращаются с трапезы, и можно было бы воспользоваться их светом и порадоваться ему.

Гость, не имеющий отдельной комнаты, должен участвовать в мицве зажигания свечей, покупая за деньги у хозяина долю в свечах.

Гость, не имеющий отдельной комнаты для ночлега в случае, если жена его зажигает свечи дома, не обязан участвовать в мицве зажигания свечей.

11. Мицва зажечь субботние свечи возлагается и на мужчин и на женщин, но предпочтение отдается женщине. Если жены нет дома, муж зажигает свечи сам. Желательно, чтобы муж готовил для жены свечи, ставил их заранее в подсвечники и приспосабливал для зажигания.

Все члены семьи являются участниками этой мицвы вместе с тем, кто зажигает свечи.

12. Когда в одном месте находятся несколько женщин, каждая обязана зажечь свечи и произнести браху. В некоторых восточных общинах принято в таком случае, чтобы все женщины зажгли свечи, но браху произносит для всех только хозяйка дома.

Когда несколько мужчин ночуют в одном месте в отдельной комнате, и хозяин дома не находится с ними, то один из них должен зажечь свечи и произнести благословение для всех, остальные же должны присутствовать и ответить на него «амен».

Как зажигают субботние свечи

13. С момента зажигания субботних свечей женщина принимает на себя все законы субботы и уже не может совершать запрещенные в субботу действия. По этой же причине она должна прочесть молитву минха до зажигания свечей.

14. Женщина сначала зажигает свечи, а затем благословляет:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם אשר קז־שנו במצותיו וצונו להךליק נר שבת״

При этом она должна прикрыть лицо руками, чтобы не видеть света свечей до того, как закончена браха. Причина заключается в том.

что в процессе исполнения всех мицвот сначала благословляют, а затем приступают к их исполнению, что в данном случае невозможно, так как произнеся браху, женщина принимает на себя все запреты субботы и, в частности, запрет зажигания. Открыв лицо по окончании благословения, она видит свет субботних свечей и радуется ему, и таким образом продолжает исполнять мицву после брахи.

В некоторых восточных общинах принято, чтобы женщина принимала на себя запреты субботы не сразу после брахи, а только после зажигания свечей, поэтому она благословляет перед зажиганием.

Когда свечи зажигает мужчина и он не намеревается принять субботу в момент зажигания, то, по мнению некоторых законоучителей, он должен сначала благословить, а затем зажечь.

15. По обычаю, зажигают две свечи, в знак о ״זכור״ и ״שמיר״. Эти два повеления взяты из Торы и касаются субботы. В Торе в книге ״שמות״ כי. חי)) написано: «Помни (זכור) субботний день, чтобы освятить его». В книге הי, י״ב) ״דברים״) сказано: «Соблюдай (שמור) субботний день, чтобы освятить его».

Оба эти повеления сказаны Богом на горе Синай.

16. Нельзя открывать дверь или окно напротив горящих свечей, если ветер может погасить их.

Нельзя есть или пить с того момента, когда принимают на себя все запрещения, и до того, как произносят кидуш.

17. Говорится в Гемаре. что правильно исполняя мицву зажигания субботних свечей, родители могут удостоиться сыновей, мудрых в Торе. Как сказано в притчах царя Соломона (משלי וי, כ׳׳ג): «Свеча — мицва, и Тора — свет», т.е. посредством мицвы зажигания свечей удостаиваются света Торы. Поэтому, зажигая свечи, женщина молится о том. чтобы Бог даровал ей сыновей, которые посвятят себя изучению Торы и будут соблюдать мицвот.

Время зажигания субботних свечей для еврейской женщины — трепетные минуты, полные возвышенного духовного содержания, ощущения близости к Всевышнему, внимающему молитвам еврейского народа.

Когда зажигают свечи

18. Время зажигания субботних свечей указано на этой странице нашего сайта.

Можно зажечь свечи и принять субботу раньше, начиная со времени так называемого «плаг минха» — час с четвертью (во,«временных часах», каждый из которых составляет одну двенадцатую от светлой части дня, см. выше) до захода солнца.

Надо добавить от будничного к святому. Поэтому какое-то время перед заходом солнца не совершают запрещенных в субботу действий, даже если еще не зажгли свечи и не приняли тем самым на себя запрещения субботы. Такое добавление времени называется «תוספת שבת»— «добавление к субботе».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»