Из цикла «Уроки Знания», темы: Мудрость, Раби Акива, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Рав Маариль Блох
«Сказал раби Янай: с чем можно сравнить изучение Торы? С буханкой хлеба, висящей в воздухе. Глупец решит: “Ее невозможно достать!” А умный человек подумает: “Но ведь кто-то ее туда подвесил!” И он возьмет лестницу или длинную палку и снимет хлеб. Так глупец спрашивает: “Да разве я смогу когда-либо изучить всю Тору?” А что делает умный человек? Учит по главе каждый день, пока не постигнет всю Тору…»[2]
«Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до сорока лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья источника, пробившего себе путь в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?” Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”, — и добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: “Вода точит камни”[3]?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[4].
В последнее время я доволен происходящим в ешиве, и все в ней мне нравится. Заметно, что Всевышний дарует нам благословение. Учащиеся растут и возвышаются в Торе, приобретают Знание, учатся понимать и мыслить. И также заметно обретение трепета перед Небесами и стремление к истине.
Разумеется, в другие времена, когда царствуют мир и порядок, успехи были бы большими, и ешива могла бы подняться и на более высокий уровень. Но в наше время нельзя требовать многого. Ведь святая ешива сталкивается со многими препятствиями. Часто приходится прерывать занятия, и нет возможности поддерживать надлежащий порядок учебы. Во время вечерних занятий нет света — и ученики испытывают неудобства, что препятствует успешному изучению Торы! Кроме того, в огромном здании ешивы сегодня мало учеников. Нам мешает еще многое, что связано с тяжелыми условиями жизни и положением в мире. Все это не может не воздействовать на умы и не оставлять следа в человеке! Но все же, если принять во внимание нынешние трудности, ешива работает, слава Б-гу, успешно.
Однако я слышал, что в ешиве появились недовольные. Они беспощадно критикуют самих себя за то, что не стали великими мудрецами Торы, и жалуются на других, обвиняя их в том, что те недостаточно помогают им духовно расти. Возможно, эта тенденция уже не ощутима, но я счел правильным поделиться с вами своими мыслями.
Я не уверен, что знаю суть «величия в Торе» и затрудняюсь определить качества человека, «великого в Торе». Возможно, в сравнении с уровнем поколения наших учеников можно считать «великими в Торе», и у них нет никакого повода для недовольства!
Понятно, что меня не удовлетворяет такое понимание величия, и, по-моему, оно неверно. Изучение Торы и погружение в ее мудрость, разумеется, приводит к приумножению знания. Нельзя открыть «крышку» разума и вложить в него Тору и Знание. Человек обретает мудрость только в результате старательного учения. Невозможно заранее точно определить, каких высот сможет достичь человек, даже если он обладает лишь средними способностями. Если он будет учиться, начнет перелистывать страницы великой книги — собственной личности, станет развивать многочисленные способности, о которых он и не подозревал, то сможет достичь больших высот — при условии, что он не глуп. Я позволил себе привести это слово, поскольку именно оно приводится в Мидраше:
«Что означают слова: “Высоки знания для глупого, в воротах он не раскрывает рта”[5]? Мудрецы объясняют: глупый входит в Дом Учения и видит людей, занимающихся Торой. Он спрашивает: “А как человек начинает изучение Торы?” Ему отвечают: “Вначале он учит Тору, потом — книги Пророков, затем — Писания. После завершения Письменной Торы переходит к изучению Талмуда, затем изучает Закон, а вслед за ним — Мидраш”. Услышав это, глупый думает: “Как же я смогу все это выучить?” — и выходит из дверей Дома Учения. Поэтому Писание и отмечает, что он “в воротах не раскрывает рта”. Сказал раби Янай: с чем это можно сравнить? С буханкой хлеба, висящей в воздухе. Глупец решит: “Ее невозможно достать!” А умный человек скажет: “Но ведь кто-то ее туда повесил!” И он возьмет лестницу или длинную палку и снимет хлеб. Так глупец спрашивает: “Да разве я смогу когда-нибудь изучить всю Тору?” А что делает умный человек? Учит по главе каждый день, пока не постигнет всю Тору»[6].
Видя перед собой столь необъятную Тору, глупец не может себе представить, как можно всю ее изучить. Поэтому он покидает Дом Учения. Но умный человек знает и понимает, как изучают Тору, каким путем приходят к ней. Он занимается и повторяет по главе каждый день, и так сможет постичь ее всю. Он знает, что изучение всей Торы не за пределами его возможностей, и нет необходимости искать необычные и сокрытые пути, ведущие к ней. Главное — учиться! Так человек становится великим мудрецом. В этом состоит буквальный смысл Мидраша.
Однако чтобы понять суть этой притчи, нужно вдуматься в нее глубже. Умный человек, видя буханку хлеба, висящую в воздухе, понимает, что кто-то ее там подвесил, и сразу же делает вывод, что, раз ее можно было подвесить, значит, можно и снять. В этом суть притчи, и таков же смысл самого Мидраша: умный понимает, что человек способен постичь все, существующее в мире, включая Святую Тору во всей ее широте и величии. Он постоянно изучает Тору хотя бы по главе в день и с течением времени постигнет ее всю.
Так начинается путь великого человека:
«Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до сорока лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья колодца, высеченного в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?”… Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”, — и добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: “Вода точит камни”[7]?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[8].
Об этом мы и говорим: нужно не сетовать, а учиться, — и тогда ты станешь великим в Торе, поднимаясь в своем постижении все выше и выше. Нет границ возвышению человека, который уже вобрал в себя значительную Мудрость Торы. Тогда ему открываются источники мудрости, и он в изобилии черпает из Торы новые знания, проясняющие его разум и дарящие новую жизнь. Он наслаждается и возвышается благодаря высшему свету — сиянию Торы!
[1]Произнесено 27 Швата 5678 (1918) года. (во время Первой мировой войны) в святой ешиве. Записано нашим учителем, великим мудрецом Э.М.Блохом, благословенной памяти, и раввином раби Авнером Аклянским, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за их кровь.
[2]Дварим Раба 8.
[3]Ийов 14:19.
[4]Авот Дераби Натан 6:1.
[5]Мишлей 24:7.
[6]Дварим Рабба 8.
[7]Иов 14:19.
[8]Авот Дераби Натан 6:1.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»