Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рабби Акива является примером человека, который поднялся до духовных высот. Первопричиной стали ответы на, казалось бы, элементарные вопросы.

«Сказал раби Янай: с чем можно сравнить изучение Торы? С буханкой хлеба, висящей в воздухе. Глупец решит: “Ее невозможно достать!” А умный человек подумает: “Но ведь кто-то ее туда подвесил!” И он возьмет лестницу или длинную палку и снимет хлеб. Так глупец спрашивает: “Да разве я смогу когда-либо изучить всю Тору?” А что делает умный человек? Учит по главе каждый день, пока не постигнет всю Тору…»[2]

«Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до сорока лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья источника, пробившего себе путь в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?” Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”, — и добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: “Вода точит камни”[3]?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[4].

Возвышение в Торе

В последнее время я доволен происходящим в ешиве, и все в ней мне нравится. Заметно, что Всевышний дарует нам благословение. Учащиеся растут и возвышаются в Торе, приобретают Знание, учатся понимать и мыслить. И также заметно обретение трепета перед Небесами и стремление к истине.

Разумеется, в другие времена, когда царствуют мир и порядок, успехи были бы большими, и ешива могла бы подняться и на более высокий уровень. Но в наше время нельзя требовать многого. Ведь святая ешива сталкивается со многими препятствиями. Часто приходится прерывать занятия, и нет возможности поддерживать надлежащий порядок учебы. Во время вечерних занятий нет света — и ученики испытывают неудобства, что препятствует успешному изучению Торы! Кроме того, в огромном здании ешивы сегодня мало учеников. Нам мешает еще многое, что связано с тяжелыми условиями жизни и положением в мире. Все это не может не воздействовать на умы и не оставлять следа в человеке! Но все же, если принять во внимание нынешние трудности, ешива работает, слава Б-гу, успешно.

Однако я слышал, что в ешиве появились недовольные. Они беспощадно критикуют самих себя за то, что не стали великими мудрецами Торы, и жалуются на других, обвиняя их в том, что те недостаточно помогают им духовно расти. Возможно, эта тенденция уже не ощутима, но я счел правильным поделиться с вами своими мыслями.

Я не уверен, что знаю суть «величия в Торе» и затрудняюсь определить качества человека, «великого в Торе». Возможно, в сравнении с уровнем поколения наших учеников можно считать «великими в Торе», и у них нет никакого повода для недовольства!

Понятно, что меня не удовлетворяет такое понимание величия, и, по-моему, оно неверно. Изучение Торы и погружение в ее мудрость, разумеется, приводит к приумножению знания. Нельзя открыть «крышку» разума и вложить в него Тору и Знание. Человек обретает мудрость только в результате старательного учения. Невозможно заранее точно определить, каких высот сможет достичь человек, даже если он обладает лишь средними способностями. Если он будет учиться, начнет перелистывать страницы великой книги — собственной личности, станет развивать многочисленные способности, о которых он и не подозревал, то сможет достичь больших высот — при условии, что он не глуп. Я позволил себе привести это слово, поскольку именно оно приводится в Мидраше:

«Что означают слова: “Высоки знания для глупого, в воротах он не раскрывает рта”[5]? Мудрецы объясняют: глупый входит в Дом Учения и видит людей, занимающихся Торой. Он спрашивает: “А как человек начинает изучение Торы?” Ему отвечают: “Вначале он учит Тору, потом — книги Пророков, затем — Писания. После завершения Письменной Торы переходит к изучению Талмуда, затем изучает Закон, а вслед за ним — Мидраш”. Услышав это, глупый думает: “Как же я смогу все это выучить?” — и выходит из дверей Дома Учения. Поэтому Писание и отмечает, что он “в воротах не раскрывает рта”. Сказал раби Янай: с чем это можно сравнить? С буханкой хлеба, висящей в воздухе. Глупец решит: “Ее невозможно достать!” А умный человек скажет: “Но ведь кто-то ее туда повесил!” И он возьмет лестницу или длинную палку и снимет хлеб. Так глупец спрашивает: “Да разве я смогу когда-нибудь изучить всю Тору?” А что делает умный человек? Учит по главе каждый день, пока не постигнет всю Тору»[6].

Видя перед собой столь необъятную Тору, глупец не может себе представить, как можно всю ее изучить. Поэтому он покидает Дом Учения. Но умный человек знает и понимает, как изучают Тору, каким путем приходят к ней. Он занимается и повторяет по главе каждый день, и так сможет постичь ее всю. Он знает, что изучение всей Торы не за пределами его возможностей, и нет необходимости искать необычные и сокрытые пути, ведущие к ней. Главное — учиться! Так человек становится великим мудрецом. В этом состоит буквальный смысл Мидраша.

Однако чтобы понять суть этой притчи, нужно вдуматься в нее глубже. Умный человек, видя буханку хлеба, висящую в воздухе, понимает, что кто-то ее там подвесил, и сразу же делает вывод, что, раз ее можно было подвесить, значит, можно и снять. В этом суть притчи, и таков же смысл самого Мидраша: умный понимает, что человек способен постичь все, существующее в мире, включая Святую Тору во всей ее широте и величии. Он постоянно изучает Тору хотя бы по главе в день и с течением времени постигнет ее всю.

Так начинается путь великого человека:

«Как начинался путь раби Акивы? Рассказывают, что до сорока лет он не изучал Тору. Однажды, стоя у устья колодца, высеченного в камне, он задался вопросом: “Кто же вырезал его в камне?”… Ему сказали: “Это сделала вода, капая каждый день”, — и добавили: “Акива, разве ты не знаешь стих Писания: “Вода точит камни”[7]?” И раби Акива задумался: “Если мягкое режет твердое, то слова Торы, твердые, как железо, тем более вырежут себе место в моем сердце из плоти и крови”»[8].

Об этом мы и говорим: нужно не сетовать, а учиться, — и тогда ты станешь великим в Торе, поднимаясь в своем постижении все выше и выше. Нет границ возвышению человека, который уже вобрал в себя значительную Мудрость Торы. Тогда ему открываются источники мудрости, и он в изобилии черпает из Торы новые знания, проясняющие его разум и дарящие новую жизнь. Он наслаждается и возвышается благодаря высшему свету — сиянию Торы!


[1]Произнесено 27 Швата 5678 (1918) года. (во время Первой мировой войны) в святой ешиве. Записано нашим учителем, великим мудрецом Э.М.Блохом, благословенной памяти, и раввином раби Авнером Аклянским, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за их кровь.

[2]Дварим Раба 8.

[3]Ийов 14:19.

[4]Авот Дераби Натан 6:1.

[5]Мишлей 24:7.

[6]Дварим Рабба 8.

[7]Иов 14:19.

[8]Авот Дераби Натан 6:1.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Недельная глава Ваикра («И призвал») начинает описание видов жертвоприношений. Читать дальше

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

О смысле жертвы шламим

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Есть целый ряд ситуаций, при которых Тора обязывает приносить мирную жертву. Такое жертвоприношение помогает укрепиться в вере.

Совершая мицву, не делай ее за чужой счет. Ваикра

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Словарь для читающих Тору на иврите. Ваикра

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

В помощь изучающим Пятикнижие