Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, и на пути грешников не стоял»Теилим 1,1
Сущность мудрости при установлении закона и вынесении приговора

«Есть разум, который является самой нижней ступенью. Речь идет о простейщем осмыслении, которым обладает каждый человек: мужчины и женщины. И это — знание вещей, постигаемых органами чувств, или знание первоначальных идей, которые заложены в разуме каждого человека. А тот, кто не знает даже их, называется בער (дикарь, невежда) от слова בעיר (животное), поскольку он подобен животному и не относится более к человеческому роду» (Мальбим, Притчи 2:3).

Это аспект разума, который отличает человека от животного. Постижение существования и самосознания на самом низком уровне. Отношение к окружающей жизненной реальности и ее восприятие. Ощущения: связь жизненной реальности с миром, с людьми, с самим человеком. Первоначальные идеи: ясное восприятие основных положений в понятиях разума. Их знание в абсолютной и несомненной форме, подобно восприятию жизненной реальности как таковой. Эти основные положения есть необходимая основа, без которой невозможно начало соединения с операциями мышления и мудрости.

Этот разум дан человеку по милости Творца. Кроме исключений: безумных людей, не способных усвоить первоначальные мыслительные идеи и аксиомы. Они не обладают в этом смысле формой человека и не обязаны соблюдать заповеди.

Этот разум является базисом и возможностью человека приступить к мыслительным операциям мудрости и понимания и углублять аспект даат (знания), через который приобретается святое знание, дух святости.

Мудрость

«Порядок и уровни постижения таковы: мудрость, понимание, знание. Первое — это мудрость, которая не станет известна через логические доказательства, но она лишь от Б-га, Который дал знать законы мудрости в Своей Торе и научил им людей» (Мальбим).

חכמה (мудрость) = כח מה (неопределенная сила). Сила восприятия чего-то нового. Постижение самого явления реальности. «Человек слышит информацию от других и заучивает ее». Ученик, слышащий нечто новое от учителя, — это аспект появления «нечто из ничего» в мозгу ученика. Новая информация, которой не существовало ранее в мыслительной реальности ученика. «А мудрость — из ничего найдется» (Ийов 28:12).

Таков процесс всякого явления реальности. «В начале сотворил Б-г» — «мудростью» объясняет Таргум Йерушалми. Акт творения — это первое явление реальности, вышедшей из ничего. Таким образом, суть мудрости — постижение существования реальности или мыслительного понятия, раскрывающихся мудрецу, без понимания глубины их сути и содержания. Как ученик, слыша некую мудрость от учителя, не постигает саму мудрость учителя. Он воспринимает внешнюю форму вещей, а после того понимает самостоятельно, в соответствии со своими возможностями постижения, их суть и глубинный смысл. Сама мудрость, вследствие своего высокого уровня, не познается постижением сущности. «Никто из нас не знает скрытые тайны мудрости в путях Б-га» (Виленский Гаон).

Мудрость законов

Маараль (Дерех Хаим 1:1) объясняет, что вопрос установления закона и суда относится к области חכמה (мудрости). «Нет специализации в мудрости, подобной имущественным законам» (Бава батра 175). «Желающий стать мудрым — должен заняться законами имущественных отношений» (Брахот 63).

Объяснение таково: восприятие мудрости есть постижение природных процессов, заложенных при сотворении мира («в мудрости»), и установление их в своем формате в соответствии с суждением мудреца. «Царь судом утверждает землю — это Всевышний, сотворивший мир по суду… это судья, который не нуждается ни в чем» (Ктубот 105). «Каждый судья, который вершит истинный суд… засчитывает ему Писание, как будто стал партнером Всевышнего в сотворении мира» (Шабат 10).

Имя Всевышнего при сотворении мира — אל-הים, Всесильный. И земной судья также называется в Торе אלהים. Задача судьи — утвердить суд на земле для того, чтобы сделать возможным заселение мира и мирное существование человечества.

Потомки Ноаха (т.е. все люди) получили заповедь создать систему правосудия, поскольку «если скажет тебе человек: есть мудрость в народах — верь» (Эйха раба). Восприятие реальности через закон и юридическую практику — общее для всего человечества.

Мудрость, вследствие своей высокой ступени (раскрытие истинной реальности, бытия жизни) непостижима в своем внутреннем содержании. Постижимо только само ее существование. Это восприятие есть постижение внешней реальности, мира Брия (сотворения), естественных и гуманитарных наук. Поэтому она имеет много общего с восприятием через зрение. «Судья судит только по тому, что видят его глаза». «Взятка ослепляет глаза мудрецов». В этом суть чувства зрения: «глаз воспринимает ощутимое извне» (Маараль). «Через зрение можно постигнуть только то, что открыто взору в этом мире (р.Цадок аКоэн)». Судьи называются «глазами общины».


Почему мудрецы Талмуда и вообще устная традиция иудаизма называет Рим царством Эдома? Какая связь между ними? Исчезло ли царство Эдома с падением Рима, а если нет, то кто продолжатель Эдома сегодня, в наши дни? Читать дальше

Пророчества о возвращении еврейского народа в землю Израиля

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Глава из книги р. Мордехая Нойгершла «Путешествие к вершине горы Синай»

Новогодний оливье и немного нежно

Браха Губерман

Пока я восстанавливала придушенные новостью основные инстинкты, мой редактор неспешно рассказывал о том, что 1 января назвал новогодним днем римский император Юлий Цезарь. Это по его высочайшему повелению январю дали имя двуликого римского бога Януса.

История еврейского народа 34. После разрушения Храма и города

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Пленники снова отправились в изгнание.

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.