Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущность мудрости при установлении закона и вынесении приговора

«Есть разум, который является самой нижней ступенью. Речь идет о простейщем осмыслении, которым обладает каждый человек: мужчины и женщины. И это — знание вещей, постигаемых органами чувств, или знание первоначальных идей, которые заложены в разуме каждого человека. А тот, кто не знает даже их, называется בער (дикарь, невежда) от слова בעיר (животное), поскольку он подобен животному и не относится более к человеческому роду» (Мальбим, Притчи 2:3).

Это аспект разума, который отличает человека от животного. Постижение существования и самосознания на самом низком уровне. Отношение к окружающей жизненной реальности и ее восприятие. Ощущения: связь жизненной реальности с миром, с людьми, с самим человеком. Первоначальные идеи: ясное восприятие основных положений в понятиях разума. Их знание в абсолютной и несомненной форме, подобно восприятию жизненной реальности как таковой. Эти основные положения есть необходимая основа, без которой невозможно начало соединения с операциями мышления и мудрости.

Этот разум дан человеку по милости Творца. Кроме исключений: безумных людей, не способных усвоить первоначальные мыслительные идеи и аксиомы. Они не обладают в этом смысле формой человека и не обязаны соблюдать заповеди.

Этот разум является базисом и возможностью человека приступить к мыслительным операциям мудрости и понимания и углублять аспект даат (знания), через который приобретается святое знание, дух святости.

Мудрость

«Порядок и уровни постижения таковы: мудрость, понимание, знание. Первое — это мудрость, которая не станет известна через логические доказательства, но она лишь от Б-га, Который дал знать законы мудрости в Своей Торе и научил им людей» (Мальбим).

חכמה (мудрость) = כח מה (неопределенная сила). Сила восприятия чего-то нового. Постижение самого явления реальности. «Человек слышит информацию от других и заучивает ее». Ученик, слышащий нечто новое от учителя, — это аспект появления «нечто из ничего» в мозгу ученика. Новая информация, которой не существовало ранее в мыслительной реальности ученика. «А мудрость — из ничего найдется» (Ийов 28:12).

Таков процесс всякого явления реальности. «В начале сотворил Б-г» — «мудростью» объясняет Таргум Йерушалми. Акт творения — это первое явление реальности, вышедшей из ничего. Таким образом, суть мудрости — постижение существования реальности или мыслительного понятия, раскрывающихся мудрецу, без понимания глубины их сути и содержания. Как ученик, слыша некую мудрость от учителя, не постигает саму мудрость учителя. Он воспринимает внешнюю форму вещей, а после того понимает самостоятельно, в соответствии со своими возможностями постижения, их суть и глубинный смысл. Сама мудрость, вследствие своего высокого уровня, не познается постижением сущности. «Никто из нас не знает скрытые тайны мудрости в путях Б-га» (Виленский Гаон).

Мудрость законов

Маараль (Дерех Хаим 1:1) объясняет, что вопрос установления закона и суда относится к области חכמה (мудрости). «Нет специализации в мудрости, подобной имущественным законам» (Бава батра 175). «Желающий стать мудрым — должен заняться законами имущественных отношений» (Брахот 63).

Объяснение таково: восприятие мудрости есть постижение природных процессов, заложенных при сотворении мира («в мудрости»), и установление их в своем формате в соответствии с суждением мудреца. «Царь судом утверждает землю — это Всевышний, сотворивший мир по суду… это судья, который не нуждается ни в чем» (Ктубот 105). «Каждый судья, который вершит истинный суд… засчитывает ему Писание, как будто стал партнером Всевышнего в сотворении мира» (Шабат 10).

Имя Всевышнего при сотворении мира — אל-הים, Всесильный. И земной судья также называется в Торе אלהים. Задача судьи — утвердить суд на земле для того, чтобы сделать возможным заселение мира и мирное существование человечества.

Потомки Ноаха (т.е. все люди) получили заповедь создать систему правосудия, поскольку «если скажет тебе человек: есть мудрость в народах — верь» (Эйха раба). Восприятие реальности через закон и юридическую практику — общее для всего человечества.

Мудрость, вследствие своей высокой ступени (раскрытие истинной реальности, бытия жизни) непостижима в своем внутреннем содержании. Постижимо только само ее существование. Это восприятие есть постижение внешней реальности, мира Брия (сотворения), естественных и гуманитарных наук. Поэтому она имеет много общего с восприятием через зрение. «Судья судит только по тому, что видят его глаза». «Взятка ослепляет глаза мудрецов». В этом суть чувства зрения: «глаз воспринимает ощутимое извне» (Маараль). «Через зрение можно постигнуть только то, что открыто взору в этом мире (р.Цадок аКоэн)». Судьи называются «глазами общины».


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»