Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 2
Дни, в которые произносят и не произносят таханун

82. После шмоне эсре (и при совместной молитве — после ее повторения вслух) произносят молитву «таханун», в которой просят у Бога о прощении прегрешений, и о даровании избавления ради Его святого Имени.

83. Произнося ״רחום וחנון חטאתי לפניך ה׳ מלא רחמים רחם עלי וקבל תחנוני״ , совершают так называемое ״נפילת אפים״ — «нефилат апаим» — «преклонение ниц». В наше время его совершают сидя, опустив голову и покрыв лицо талитом, рукавом или т.п.; при этом недостаточно покрыть его только рукой. В шахарит склоняются на правую руку (так как на левую наложен тфилин), а в минху — на левую.

В восточных общинах вместо фраз ״רחום וחנון וכו׳״ читают главу из «Теилим»: ״לדור אלך ה׳ נפשי אשא״. Произносят это сидя, но без «нефилат апаим».

84. В вынужденной ситуации (например, когда рядом стоит молящийся шмоне эсре, и нельзя садиться рядом с ним и т.п.), можно делать нефилат апаим стоя.

После нефилат апаим продолжают таханун сидя, до слов ״ואנחנו לא נרע״, и говоря продолжение ״מה נעשה וכו׳״ — встают.

Нефилат апаим совершают только там, где есть свиток Торы. В других случаях говорят таханун сидя, без «нефилат апаим». В «Мишна Брура» приводятся различные мнения, как поступать там, где есть святые книги, но нет свитков Торы.

85. Молитва о милости — таханун — многое теряет, если молящийся делает перерыв между шмоне эсре и нею. Однако допустимо произнести короткую фразу, и тем более ответить на ка-диш и т.п.

По некоторым традициям, перед таханун произносят молитву ״וידוי״ и ה׳, ה׳, א־ל רחום וחנון וכו׳) ״ י״ג מידות רחמים״).

״וידוי״ — признание человека в совершенных грехах. В нем содержится перечисление прегрешений в алфавитном порядке:

אשמנו, בגדנו, גזלנו, דברנו דפי וכו׳

86. Понедельник (יום שני) и четверг (יום חמישי) — дни Божественного благоволения.

Когда евреи провинились перед Богом в пустыне, поклонившись золотому тельцу, поднялся Моисей во второй день недели — понедельник на гору Синай просить у Бога прощения, и пробыв там 40 дней, спустился к еврейскому народу в пятый день недели — четверг. Он известил об отпущении греха.

В понедельник и четверг добавляют в таханун много дополнительных молитв. Их текст приведен в сидуре. Произно-сят их стоя, с расстановкой и сосредоточенно. Молясь в

миньяне, после таханун читают «полукадиш» (חצי קדיש) . В понедельник и четверг произносят затем ״א־ל ארך אפים וכו״׳ как написано в сидуре. В те дни, когда не говорят ״למנצח״ перед ״ובא לציון״ (см. ниже закон 101) — не произносят и ״א־ל ארך אפים״. В первые понедельник, четверг и понедельник месяцев хешван и ияр возносят особые просьбы о прощении — סליחות — «слихдт», и мо-литву ״אבינו מלכנו״ . Евреи восточных общин не имеют такого обычая.

Дни, в которые не читают таханун

87. В субботу, праздники и рош ходеш — не произносят таханун.

Перечислим все остальные дни, в которые не говорят таханун:

* в ר — ערב ראש השנהрев Рош Ашана — день до Нового Года (в סליחות перед молитвой шахарит читают таханун и в этот день);

* в ערב יום כפור — эрев Йом Кипур — день до Йом Кипура (9 тишрей), и начиная с Йом Кипура до אסרו חג — «исру хаг», т.е. следующего за праздником Суккот дня — 23 тишрей (включительно). Существует традиция не читать таханун до рош ходеш хешван;

* в 8 дней Хануки;

* в ט״ו בשבט — «Ту Бишват» — 15 числа месяца шват;

* в Пурим (14 и 15 чисел месяца адар; если же год високосный — то в те же числа первого и второго месяцев адар);

* на протяжении всего месяца нисан;

в ל״ג כעמר — «Лаг Баомер» (18 числа месяца ияр);

от рош ходеш сиван и до следующего за праздником Шавуот дня אסרו חג שבועות — «исру хаг» Шавуот (7 числа месяца сиван) включительно. Практически же не говорят таханун до 12 числа месяца сиван включительно;

в תשעה באב — «Тишъа Беав» (9 числа месяца ав) и 15 числа того же месяца (ט״ו באב).

Не произносят таханун в доме у человека, пребывающего в трауре по близкому в течение всех 7-ми дней. Не говорят таханун в присутствии жениха и невесты в первые 7 дней после свадьбы (если невеста уже была замужем до этого, то лишь три дня). Если в синагоге должен совершиться в этот день брит мила (ברית מילה) — обрезание младенца — таханун не читают. Также не говорят его в присутствии совершающего обрезание (מוהל — «моэл»), отца ребенка, которому делают брит, или «сандака» (סנדק — тот, кто держит ребенка во время обрезания), если им предстоит в этот день брит (даже и не в этой синагоге).


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре