Темы: Недельная глава, Тшува, Грех, Ваелех, Рав Бенцион Зильбер
Возможность тшувы — дар Всевышнего человеку. Удивительная возможность полного обновления существует только в духовном мире. Вообразите, что вы разбили прекрасный хрустальный кубок. Вы глубоко сожалеете об этом. Вы говорите: всем сердцем я раскаиваюсь в том, что сделал, и впредь беру на себя обязательство всегда быть очень осторожным. Превратятся ли осколки снова в кубок? А дурной поступок, в котором человек раскаивается, стирается из «истории» его души так, как будто его никогда не было. Рав Эльхонон Вассерман зацал задал интересный вопрос. Если тшува — возможность исправить дурные действия — это особый подарок Б-га, то как понять гемару в Кидушин 40 б, где сказано: если человек совершал мицвот, а потом говорит: «Как жалко, что я это делал. Зачем мне понадобилось это делать?», он теряет свои заслуги за эти добрые дела. Это уже определённо мера Правосудия, а не подарок от Б-га. Почему же возможность тшувы — это именно подарок Б-га? Почему с нарушениями это не работает так же: если человек сожалеет о нарушениях, которые совершил, он теряет свою связь с ними?
Мне кажется, что можно ответить на это очень простым и ясным примером. Давайте сравним это с материальными приобретениями человека. Он трудился, заработал большие деньги, выстроил красивый дом, купил хорошую машину, красивую мебель и т.д. И в один прекрасный момент этот человек говорит: он не хочет иметь никакого отношения к своему имуществу! Он может объявить его ничейным, имеет полное право на это. То же самое и с духовными приобретениями: человек, который сожалеет о совершённых им добрых делах, теряет свою связь с ними. По-видимому, его добрые дела не «теряются», а переходят в общую копилку еврейского народа. А он лично теряет своё право на них. А нарушения можно уподобить чему-то совсем другому... Человек крушил всё вокруг, бил окна, ломал мебель, взрывал машины, поджигал и разрушал, набирал ссуды в банке и у частных лиц и т.д. В один прекрасный день он заявит: я не хочу иметь никакого отношения к ущербу, который причинил, и к долгам, которые набрал! Естественно, никто серьёзно к такому заявлению не отнесётся. Ущерб надо возмещать, а долги возвращать…
То же самое — и с нарушениями, которые человек совершает в духовной сфере. Согласно мере Правосудия, прошлое невозможно исправить. Особый подарок Б-га — что Он принимает наше исправление — сожаление о прошлом и решение не поступать так в будущем. Б-г засчитывает нам «аннулирование» желания как «аннулирование» самого действия! Мы сейчас находимся в середине особого периода — десяти дней, отделяющих Рош а-Шана от Йом-Кипура. Это десять дней возвращения к Б-гу. В эти дни Б-г особенно близок к нам. Исправление лучше принимается в эти дни. Да в эти дни есть и особая сила, особый потенциал исправления, особая духовная атмосфера в мире, помогающая нам исправить и изменить свои действия. Намного большей особой силой обладает Йом-Кипур. Это ощущают даже евреи, далёкие от соблюдения мицвот. Большинство евреев Израиля постятся в Йом-Кипур, на дорогах не видно машин. Сила этого дня — изменение и исправление. Как замечательно каждый из нас может её использовать!
Рассказывают, когда основывали поселение Петах-Тиква (в 1878 году; оно было основано богобоязненными евреями), территорию приобрели следующим образом. Карт и чёткого размежевания не было, поэтому договорились так. Араб, тогдашний владелец этой земли, сказал: за сумму, которую я получаю, ты приобретаешь участок земли, который сможешь обойти, начиная с раннего утра и до захода солнца. Рав Йеошуа Штемпфер — покупатель — в тот день помолился очень рано и отправился в путь с восходом солнца. Араб-продавец ехал рядом на осле. Рав быстро шагал, дорог там не было, он шел по пересеченной местности, поднимался на холмы, спускался в овраги, продирался через кусты и т.д. Солнце нещадно палило, пот заливал глаза, но рав не останавливался ни на секунду. А он тогда был уже немолодым человеком. Люди пытались с ним заговорить, но он не отвечал. Продавец устал и попросил остановиться передохнуть, но рав не ответил и ему. Когда солнце уже заходило, рав из последних сил побежал и с заходом солнца упал в обморок от усталости. Вся эта терр итория перешла к нему и ко всему поселению Петах-Тиква…
Поучимся у этого человека, как использовать оставшиеся нам дни и сам особый день — Йом-Кипур.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?