Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Надо читать «Шма» сосредоточенно и с трепетом. В книгах законоучителей говорится, что при этом надо принять на себя подчинение воле Всевышнего до такой степени, чтобы быть готовым погибнуть в освящение Его Имени.

Чтение «Шма Исраэль» — криат шма и благословений

15. После псукей дезимра (при молитве в миньяне — после кадиша и «барху») — читают «Шма Исраэль» и его благословения.

Чтению «Шма» предшествуют два благословения. Первое заканчивается словами: ״יוצר המאורות״, а второе — ״הבוחר בעמו ישראל באהבה״.

Затем читают «Шма Исраэль». В Гемаре «Брахот» говорится, что слова Торы (דברים ו, ז): «Будешь говорить их, ложась и вставая», имеют в виду мицву читать «Шма» дважды в день, утром и вечером.

Значение криат шма

16. Криат шма содержит 3 текста: (;״שמע ישראל״ (דברים ו, ד — (ט ״והלה אם שמע״ (דברים י״א, י״ג — כ״א); и текст о цицит (במדבר ט״ו, ל״ז — מ״א), в них говорится об основах веры, принятии на себя власти Бога и соблюдения мицвот.

Произнося ״שמע ישראל ה׳ אלקינו ה׳ אחד״, евреи во всех поколениях свидетельствовали о своей вере и неразрывной связи с Богом, Его Торой и заповедями.

17. Надо читать «Шма» сосредоточенно и с трепетом. В книгах законоучителей говорится, что при этом надо принять на себя подчинение воле Всевышнего до такой степени, чтобы быть готовым погибнуть в освящение Его Имени (קידוש הי), как сказано в «Шма»: «И всей душой твоей» — даже если Он заберет твою душу. В книге «Тур»(טור ) и в «Шулхан Арух» приводятся слова рава Амрама Гаона, что криат шма надо провозглашать, подобно новому указу царя своим подданным. Надо представить себе, что если бы царь издал какой-то новый важный указ, то все подданные прочли бы его с величайшим почтением и трепетом. Тем более криат шма — указ Царя всех царей. Всевышнего, читают не спеша, сосредоточенно вникая в каждое слово, что сказал Бог.

Точность в произношении криат шма

18. Необходимо читать криат шма предельно точно, старательно выговаривая все буквы, например, чтобы «3» не звучало как «с» и т.п.: следить, чтобы слова не сливались: если в конце одного слова и в начале следующего имеются одинаковые звуки, то надо сделать небольшую паузу, разделяя их. например:
בכל־לבבך ,עשב בשדך ,אתכם מארץ ,הכנף פתיל ,ואבדתם מהרה и т.п. Также желательно точно произнести все буквы, соблюдая «дагеш»— удвоение и т.п.

Надо читать вслух так. чтобы слышать произносимое.

Значения слов «Шма»

19. Надо хорошо понимать и осознавать значение всех слов.

«Шма Исраэль» произносят с намерением исполнить мицву его чтения.

Особенно следует обратить внимание на первую фразу. Если молящийся не сосредоточился на ее понимании, он не исполнил мицву криат шма. Разберем вкратце значение слов «Шма»: «שמע ישראל» — «Слушай, Израиль» и верь, что «הי» —Владыка всего, Он был, есть и будет,«אלקינו» — «наш Б-г», сильный и всемогущий; Он «אחד» — «один» — Он единственный в мире Его, и Он правит им от края до края.

Он единственный в мире Его. и Он правит им от края до края.

Принято громко произносить эту фразу, так как это помогает сосредоточиться на ее смысле. С той же целью правой рукой прикрывают глаза. При чтении слов:

״ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד״

надо также глубоко вникнуть в смысл произносимого.

20. Составляющие криат шма тексты содержат 245 слов. Их дополняют до 248, что является числом частей и членов тела человека. Шлиах цибур, закончив чтение 3-х последних слов криат шма, повторяет поэтому громко для всех ״ה׳ אלקיכם אמת״. Молящийся в одиночку произносит перед началом «Шма»: אל מלך נאמן״". Евреи восточных общин не делают этого, а, молясь в одиночку, тоже повторяют: ״ה׳ אלקיכם אמת״.

Поведение во время чтения криат шма

21. Читая первый из текстов «Шма», нельзя подавать знаков окружающим ни руками, ни взглядом, даже в целях какой-либо мицвы. Со второго текста, в целях мицвы, можно указать на что-то.

22. Держат цицит во время криат шма против сердца (как написано:

״והיו הדברים האלה וכוי על לבבך״ — «И будут эти слова и т.д. на твоем сердце»), положив цицит между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. При чтении текста о цицит берут их также и правой рукой и смотрят на них. Существует обычай посмотреть на цицит, произнося слова ״וראיתם אותו״. Цицит остаются в руке до слов

״נאמנים ונחמדים לעד״ в брахе ״אמת ויציב״ .

Затем целуют цицит и выпускают их из рук.

Произнося ״וקשרתם לאות על ידך״, надо дотронуться до тфилин на руке, а при ״והיו לטטפות בין עיניך״ — на голове. Сказав ״וראיתם אותו״ —дотронуться до передних цицит.

23. Криат шма утром можно говорить как стоя, так и сидя, но если уже сидишь — нельзя вставать.

Если тот, кто прочел уже «Шма Исраэль», слышит, как произносят его в миньяне — он должен произнести вместе с ними первую фразу — чтобы не казалось, что он не желает принять на себя подчинение Всевышнему вместе со всеми евреями.

Время чтения «Шма Исраэль»

24. Время мицвы криат шма начинается утром с того момента, когда возможно увидеть и опознать знакомого на расстоянии в 4 амы. (см.таблицу, глава 5-я, закон 25).

Особенно верным исполнением этой мицвы является чтение «Шма» с ״ותיקין״ — «ватикин» (т.е. с теми, кто всегда молится рано)

чуть раньше восхода солнца (״נץ החמה״ — «ней ахама»). и сразу с восходом начать молитву шмоне эсре.

25. Если есть необходимость помолиться до восхода солнца, например, если человек вынужден выйти в путь, а в дальнейшем у него не будет возможности сказать криат шма, то можно это делать сразу же с самым началом рассвета (״עמוד השחר״ — «амудашахар»). Это время можно найти в соответствующих таблицах. Как уже было сказано выше в главе 6-й, закон 9, время накладывать тфилин наступает с момента, когда можно опознать знакомого за 4 амы. т.е. позднее начала рассвета — עמוד השחר. Поэтому, читая «Шма» с началом рассвета, не говорят браху на тфилин — пока не наступит ее время.

26. Читать «Шма Исраэль» можно до конца третьего «временного часа», т.е. до конца первой четверти светлой части дня. День разбивается на 12 «временных часов», продолжительность их зависит от продолжительности световой части дня: летом «временный час» длиннее, а зимой — короче. Поэтому время чтения «Шма» и молитвы кончается летом раньше (по обычным часам), чем зимой, так как солнце восходит раньше.

Надо всегда стараться встать пораньше с тем, чтобы помолиться вовремя, особенно летом, когда рано истекает время чтения «Шма» и молитвы. Светлая часть дня исчисляется, по книге ״מגן אברהם״ — «Маген Авраам», с начала рассвета — амуд ашахар — до появления звезд — ״צאת הכוכבים״, а по мнению Гаона из Вильны, с восхода солнца — ״נץ החמה״ и до его захода — ״שקיעת החמה״. Т.о., по мнению Гаона, время криат шма утром кончается позднее, чем по мнению «Маген Авраам». Все эти времена можно найти в соответствующих таблицах.

27. Пропустивший это время, может читать криат шма с ее благословениями до конца четвертого временного часа. Однако мицва, исполненная таким образом, далеко не так значима, как если бы она была испонена верно.

Пропустивший и четвертый час, читает криат шма на протяжении всего дня, чтобы принять на себя подчинение воле Бога, но без благословений. Ту часть, где говорится о цицит, он обязан прочесть, так как в ней упоминается Исход из Египта. Помнить об Исходе из Египта является отдельной мицвой, которую можно исполнить на протяжении всего дня.

28. После криат шма следует еще одно благословение. заканчивающееся словами: "״גאל ישראל .

Когда шлиах иибур доходит до слов ״תהלות לא־ל עליון״. принято встать и подготовиться к молитве шмоне эсре.

Сразу же. произнеся ״גאל ישראל״ . начинают молитву шмоне эсре. чтобы присовокупить благословение «Освободитель евреев» (גאל — освободил) к словам молитвы.

Принято, чтобы шлиах иибур понижал голос, заканчивая браху ״גאל ישראל״, чтобы молящиеся по ошибке не ответили «амен», сделав таким образом перерыв между этой брахой и шмоне эсре.

29. Ниже приводится таблица, показывающая, в каких местах молитвы можно отвечать «амен», «кдуша» и т.п.

Место перерыва в молитве

Псукей дезимра (от ״ברוך שאמר״ до «ישתבח»)

Криат шма и ее брахот (между главами)2

Криат шма и ее брахот (в середине главы)

Для чего делается перерыв

     

״כרוך הוא דבריך שמו׳,

нельзя

нельзя

нельзя

«Амен» на все брахот (кроме нижеперечислен-ных)

можно1

можно

нельзя

«Амен» на брахот

״האיל הקדוש״

и

־שומע חפילה״

(в молитве шмоне эсре),

״אמן. יהא שמיד. רבה מברך וכוי״

«Амен» в конце

״דאמירן בעלמא ואמרו אמן״ и ״ברכו״

можно4

можно

можно5

(см.примечение 5)

Кдуша

можно

отвечает только :следуещее и ״קדוש קדוש, קדוש וכוי־ ״ברוך כבוד ה׳ ממקומו־

״מודים״ דרבנן

можно

отвечает только тремя словами:

״מודים אנחנו לך*


1. Перед брахой ״ברוך שאמר״ можно сделать перерыв для того, чтобы ответить ״ברוך הוא וברוך שמו״ и тем более на все вышеупомянутое в таблице. В любом случае запрещено отвечать что-либо посреди «краткой брахи» (например, на тфилин), если уже произнесено ״ברוך אתה ה׳״

2. Под выражением «между главами» подразумеваются следующие места: между окончанием брахи ״יוצר המאורות״ и началом брахи ״אהבה רבה״: между окончанием брахи ״הבוחר בעמו ישראל באהבה״ и началом «Шма»: между окончанием первого текста «Шма» (״על מזזות ביתך ובשעריך״) и началом второго (״והיה אם שמע״); окончанием второго (״כימי השמים על־הארץ״) и началом третьего (״ויאמר ה׳ אל משה״). Законы перерывов в вечерней молитве между главами и посреди глав криат шма и ее брахот — те же. Перерыв между ״ישתבח״ и кадишем, произносимым за этой брахой, а также между ним и ״ברכו״ — считается «между главами», а сразу после ״ברכו״ — «посреди главы».

В следующих местах вообще нельзя делать перерыв: во фразе ״שמע ישראל ה׳ אלקינו ה׳ אחד״, во фразе ״ברוך שם כבוד מלכותו לעולם ועד״. между ״ה׳ אלוקיכם״ в конце криат шма и ״אמת״, и между ״גאל ישראל״ и началом шмоне эсре.

3. Можно ответить «амен» в псукей дезимра даже посреди фразы после законченной мысли.

4. Можно отвечать «кадиш», «кдуша», ״מודים דרבנן״ ,״ברכו״ и «амен» на брахот ״א־ל הקדוש״ и ״שומע תפילה״ посреди фразы в псукей дезимра. даже если мысль не закончена.

5. Когда отвечают вышеупомянутое посреди главы, надо все же постараться окончить произносимую фразу перед этим, а если не удалось — вернуться затем к ее началу. Евреи восточных общин не отвечают «амен» на ״א־ל הקדוש״ и ״שומע תפילה״ посреди главы.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.