Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек дает, даже не рассчитывая получить что-либо взамен, но твердо знает, что отдача — это получение, то одно это знание превращает отдачу в получение.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Нам заповедовано полагаться на Всевышнего и уповать на Него, а не тратить слишком много усилий на прогнозирование своего будущего

Целен будь с Б-гом, твоим Господом[1]

Для достижения высших уровней необходимо, чтобы знание человека укоренилось в самых глубинах души. Прийти к цельности и совершенству возможно только в единении с волей Творца и с целью, заложенной в мироздание. Об этом сказано: «Целен будь с Б-гом, твоим Господом»[2]. И все, сотворенное по слову Того, «Кто изрек — и стал мир», должно укорениться в душе, слиться в единое «я», если только можно так сказать, объединенное с Шехиной. Тогда цельность и совершенство человека будут «с Б-гом, твоим Господом»[3].

Давайте задумаемся над началом этой главы Торы: «Да не найдется в твоей среде проводящего своего сына и свою дочь через огонь, ворожея, мага, гадателя и колдуна; ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни вопрошающего мертвых. Целен будь с Б-гом, твоим Господом»[4].

Раши объясняет, связь этого стиха с предыдущими: «Будь всецело с Б-гом, уповай на Него и не стремись предвидеть будущее. Но все, что пошлет тебе Всевышний, прими всем сердцем, — тогда ты будешь с Ним и станешь Его уделом».

Эти слова Раши можно понять буквально: нам заповедовано полагаться на Всевышнего и уповать на Него, а не тратить слишком много усилий на прогнозирование своего будущего. И, полагаясь на Б-га, не ожидать от Него непременных чудес и знамений, а во всем и всецело уповать на Него и быть уверенным в Нем, как «младенец в своей матери»[5]. И тогда «ты будешь с Ним и станешь Его уделом», то есть удостоишься близости к Всевышнему и Его благословения. В этих словах Раши заключена глубокая идея, раскрывающаяся способным к постижению мудрости.

В Талмуде сказано:

«Одна женщина собирала пыль из-под ног раби Ханины (чтобы с ее помощью колдовством навести на него порчу). Он сказал ей: “Собирай! У тебя все равно ничего не выйдет, ибо сказано: “нет никого, кроме Него”[6]”! Талмуд спрашивает: “Но ведь сам раби Йоханан говорил: слово “колдовство” — “כשפים” на Святом языке имеет значение отрицания (лишения силы) Небесного воинства”! И отвечает: “Это не относится к раби Ханине, поскольку у него много заслуг”»[7].

На первый взгляд, все это непонятно. Раби Ханина ответил: «нет никого, кроме Него». Из этого стиха Торы мы выводим, что колдовство вообще не способно причинить вред, хотя в действительности оно обладает силой. Раши объясняет, как надо понимать слова «колдовство лишает силы Небесное воинство»: «Бывает так, что на Небесах не желают смерти человека, а он гибнет из-за колдовства». Однако у раби Ханины так много заслуг, что они защищают его от колдовства.

Таково правильное понимание этого повествования Талмуда. Действительно, Всевышний позволил «другой стороне» — силам нечистоты — действовать в определенных границах. В наших святых книгах это сравнивается с «собакой на поводке». Зло существует и влияет на людей, так что кажется, что оно обладает собственными силами. Но на самом деле, в своем корне, зло ограничено волей благословенного Б-га, ему поставлены барьеры, которые оно не может преодолеть, чтобы посягнуть на основы мироздания и повлиять на предназначение мира и окончательную цель его существования. Возможности сил зла особенно ограничены в отношении возвышенных людей, связанных с Б-гом, укорененных в источнике чистоты и вознесенных над силами скверны. Причина этого в том, что корень их сил расположен выше возможностей «другой стороны». Поэтому, если человек постиг своего Творца ясным знанием, всем сердцем ощущает Б-жественное управление в мире и всецело чувствует, что «нет никого, кроме Него», — он не подвластен силам колдовства, и против него вся мощь чародейства — ничто.

Разумеется, для этого недостаточно просто верить в Б-га и Его Провидение, не ощущая глубину веры и не воспринимая истину сердцем. Среди тех, кто считаются верующими, есть и такие люди… Их вера далека от совершенства, поверхностна. Такая вера не наполняет человека целиком, не укореняется ни в его разуме, ни в сердце, а значит не становится осознанной и понятой. Она не способна стать истиной, постоянно открытой его глазам. Он не живет ею!

Только люди с высочайшим уровнем разума и чувств, которые исследуют каждое сомнение, стремятся к истине, укрепляя ее в своих сердцах и руководствуясь ею в жизни, связаны с возвышенным, где «нет никого, кроме Него». Они вознесены выше сил «другой стороны». Колдовство не властно над такими людьми.

И точно так же, согласно своему осознанию Б-га и веры, человек может избавиться от несчастий, подстерегающих его в этом мире. Источник святости, изливающийся свыше на праведного человека, недосягаем для всех низких сил, а значит, беды не властны над ним. Таков был и раби Ханина. У него было много заслуг, и его душа была столь чиста, что он всецело ощущал, что «нет никого, кроме Него». Поэтому, хотя колдовство — сила «другой стороны» — настолько сильно, что способно противостоять даже Небесному воинству, оно бессильно перед праведником! Так раби Ханина и сказал колдунье: «Собирай! У тебя все равно ничего не выйдет, ибо “нет никого, кроме Него”»! Если человек ощущает Б-жественное единство всем своим естеством и живет этим, никакая другая сила не сможет обрести над ним власть.

Поэтому Тора заповедует: «Да не найдется в твоей среде проводящего своего сына и дочь через огонь, ворожея, мага, гадателя и колдуна…» Силы зла могут подчинить только того, кто не связан с корнем святости всем своим существом. Ты же «целен будь с Б-гом, твоим Господом». Вся твоя жизнь должна быть, если только можно так сказать, соединена «с Б-гом, твоим Господом», — тогда колдовство окажется бессильно перед тобой[8].

Для такого человека одна заповедь не будет менее значимой, чем другая, поскольку он чувствует, что совершенство его души связано со служением Б-гу. Любой изъян, будь то его собственные деяния или поступки других, все, что не соответствует воле благословенного Б-га, заставляет его страдать и взывает к исправлению, требуя восстановить разрушенное.

Наши мудрецы наставляют нас: «Относись к легкой заповеди с тем же вниманием, что и к трудной, ибо ты не знаешь награды за заповедь»[9]. Этот принцип они обратили ко всей общине Израиля: не разделять заповеди на более и менее важные, не относиться, упаси Б-г, к некоторым из них с пренебрежением, ибо невозможно представить награду за заповедь. Но человек, который «целен с Б-гом, своим Господом», не проводит различия между заповедями: для него ощутим любой недостаток, каждое повеление Б-га он воспринимает как часть собственной плоти и крови, своего сердца и души.

Он чуток ко всем органам своего тела и даже к тем, которые не составляют главного «я» человека. Тем более это относится к духовному — в глубине души человека оно сливается в вечное единство. Во всех аспектах духовного он должен выбрать самое лучшее, самое достойное с точки зрения истинной цели. Нельзя оставлять незамеченным никакой ущерб или недостаток, в чем бы он ни проявлялся. Если человек нарушает волю Всевышнего, нанося тем самым ущерб миру, — это его собственная боль; попранная истина его возмущает; все, что противоречит воле Б-га — его собственное страдание. Ему близки даже далекие от познания истины и бредущие во тьме, потому что и они — часть вершины мироздания, созданного ради вечности Творения, к которому относится и он сам. И когда люди несчастны и блуждают во тьме, велика его боль и страдание его души. «Но болезни наши он сносит, и боли наши терпит, мы же сочли его пораженным, побитым Б-гом и истязаемым. А он изранен нашими преступлениями, сокрушен нашими грехами. Наказание за наши грехи — на нем, и его ранами мы исцеляемся»[10].

Нашего Избавителя, праведного Машиаха, пророк описывает «пораженным, побитым Б-гом и истязаемым». Но на самом деле он страдает только от отсутствия у нас благополучия и благоденствия, ибо «болезни наши он сносит и боли наши терпит», он «истерзан нашими преступлениями, сокрушен нашими грехами». Ведь недостаток благополучия в мире и страдания людей он ощущает как свою боль, и их преступления погружают его душу в траур.

Если человек связан с волей Творца, он заботится о совершенствовании и исправлении всего мироздания в целом и радуется победе правды над ложью, ибо безгранично желает, чтобы в мире воцарилась праведность, и над всем властвовала воля Б-га.


[1] Произнесено 17 Швата 5676 (1916) года. Записано нашим учителем, великим раввином А.М.Блохом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2]Дварим 18:13.

[3]См. Шиурей Даат, «Жертвоприношения».

[4]Дварим 18:10-13.

[5]Теилим 131:2.

[6]Дварим 4:35.

[7]Хулин 7б.

[8]Раши объяснил простой смысл этого стиха Торы: «Будь всецело с Б-гом, надейся на Него и не стремись предвидеть будущее». Однако он добавляет к этому одну фразу, записанную привычным для него лаконичным языком, ясным для понимающего: «Тогда ты будешь с Ним и станешь Его уделом». Такой человек становится частью целого. Цельность состоит именно в объединении со Всевышним: «Ибо часть Б-га — Его народ» (Дварим 32:9). — Примечание записавшего.

[9]Авот 2:1.

[10]Йешаягу 53:4-5.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.