Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В области духовного есть место «посредничеству». Некоторые всю жизнь занимаются только предоставлением возможности другим обрести заслугу исполнения заповедей: помогают людям услышать Кадиш или Кдушу, приводят человека с улицы на молитву в общине и приближают его к соблюдению Торы.

«Но болезни наши он сносит и боли наши терпит»[1]

Пути восхождения

Вы спросили меня о том, каким сейчас должно быть ваше служение? Должны ли вы посвящать все силы только своему духовному восхождению или вам следует включить в ваше служение Б-гу влияние и воздействие на других?

Я не знаю, найдете ли вы в моих словах прямой ответ на ваш вопрос, но полагаю, что когда вы постигнете пути и способы возложенного на человека служения, то с Б-жьей помощью, прояснится и это.

Обретение заслуг: личное возвышение или помощь другим?

Думаю, что ваш вопрос относится к путям Б-жественного служения. Должен ли человек прилагать все усилия ради возвышения своей души, не ставя перед собой цели влиять на других, или же ему следует направлять все силы на освящение имени Б-га, на распространение Торы, веры Б-га и Его заповедей среди всех жителей земли?

Давайте вдумаемся, возникает ли подобная дилемма в материальных вопросах? Выберет ли человек судьбу бедного лавочника, покупающего грошовый товар и продающего его с нищенской прибылью, если он может построить крупный завод, приносящий большие доходы? Очевидно, что если у него есть необходимые средства и подходящее для капиталовложения место, он предпочтет построить завод и стать именитым богачом. Это гораздо лучше, чем оставаться нищим торговцем, зарабатывающим гроши!

Но уместен другой вопрос. Перед человеком может возникнуть альтернатива: купить немного товара на свои деньги и продать его с небольшой прибылью или вообще не вкладывать свой капитал, а стать посредником, зарабатывающим хлопотами о делах других.

В области духовного тоже есть место «посредничеству». Некоторые — в прежних поколениях их было особенно много — всю жизнь занимаются только предоставлением возможности другим обрести заслугу исполнения заповедей: помогают людям услышать Кадиш или Кдушу, приводят человека с улицы на молитву в общине и приближают его к соблюдению Торы. Разумеется, невозможно представить себе награду, уготованную людям, благодаря которым потомки Авраама приходят к исполнению заповедей и служения Всевышнему. Безусловно, совершенное ими добро неизмеримо.

Однако стоит задуматься: может быть, на пути служения Б-гу и исполнения заповедей было бы правильнее возвыситься самому согласно своим силам и способностям? Возможно, надо внимательнее следить за своими поступками, чтобы не споткнуться, упаси Б-г, о какой-либо грех или преступление? Ведь, помогая другим, человек постоянно находится среди людей, и ему трудно сосредоточить все свое внимание на служении Творцу, чтобы позаботиться и о своей душе. Это может его привести к ущербу в соблюдении Торы и служении! И, возможно, было бы предпочтительнее сначала исправить собственную душу, внимательнее исполнять заповеди и более трепетно служить Всевышнему. А вдруг это важнее, чем умножать заслуги других?

А теперь представим себе человека, который удостоился осознания и истинного понимания Торы, достиг таких душевных высот, что научился вдумываться в пути Б-жественного Провидения, ощутил веру в Б-га и трепет перед Ним. Он способен увещевать других, вносить в их сердца веру в благословенного Творца, направлять их на верный жизненный путь, освещая дорогу идущим во тьме, обучать их Знанию и приближать к Торе. А кроме этого, он обладает достаточным мужеством, чтобы вести войны Б-га и защищать попранную истину ради освящения имени Всевышнего в мире, так неужели у такого человека возникнет вопрос: заниматься ему только собственной духовностью, оставаясь лавочником, покупающим на рубль и зарабатывающим копейку, или стать богатым фабрикантом, получающим тысячи?!

Человека, который постиг истину столь глубоко и ясно, что способен воздействовать на других, раскрывать глаза слепых, укореняя в сердцах чистую и светлую веру, мы уже не назовем «посредником». Все, что он передает другим, — это его собственный «товар», который он распространяет по всему миру. И когда, благодаря ему, другие люди возвышаются, — растет его капитал, его собственная прибыль, у которой нет ни границ, ни меры. Ведь когда он передает свою Тору, мудрость, веру и знание, его дух начинает жить в людях, отныне и навечно наделяя их своим стремлением и пониманием.

«Моше удостоился воздействовать на многих — заслуги многих принадлежат ему…»[2] Он не только передал Тору Израилю, но и отдал ему часть своего сердца, своего духа и постижения. Моше оживил души людей, озарив их путь своим светом. Все достоинства и заслуги Общины Израиля связаны с ним. Это он поднял и возвысил народ, его дух живет и царствует в них[3].

Дело не только в том, что возвышенный человек должен помогать другим в служении Б-гу, что умножает его собственные заслуги. Сын Израиля, в котором пребывает живой дух, и силы которого достаточно велики, чтобы поделиться своей духовностью и мудростью с другими, вообще не может делить служение Б-гу на исправление себя и помощь ближним. Невозможно один путь предпочесть другому. Ведь чем выше поднимается человек, тем ближе он к корню Творения, и все разрозненные явления мира объединяются в нем в единое целое. Он приближается к источнику единства…

Некоторые люди заботятся об эстетике домашней обстановки и предметов обихода, а одеваются неаккуратно и небрежно. Другие же, наоборот, предпочитают изысканные костюмы, но не придают значение уюту своих жилищ. То же самое и в области духовного. Некоторые строго исполняют заповеди, но при этом не задумываются о славе Небес. Они равнодушны к тому, что их окружение не следует путями Б-га. Другие, ведомые дурными побуждениями, небрежны в исполнении заповедей, однако стараются, чтобы их ближние жили по Торе. И последних больше, чем первых.

Но мы никогда не видели, чтобы кто-то проводил такие разграничения в отношении собственного тела. Не бывает, чтобы человек обращал внимание только на головную боль, но не замечал болезни сердца или не ощущал раны на руке. Да, конечно, в момент смертельной опасности он в первую очередь защищает органы, повреждение которых смертельно. Но обычно человек заботится обо всех органах своего тела, ощущая боль каждого из них.


[1]Йешаягу 53:4.

[2]Авот 5:18.

[3]Эта Мишна завершается словами: «Милосердие Б-га творил и суд Его с Израилем». Таким образом, именно Моше творил милосердие Б-га и Его суд. — Примечание записавшего.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?