Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Примеры практического исполнения девиза «Говори мало, а делай много»

Говори мало, а делай много[1]

Препятствия на пути свершения добрых дел

Сказано в Мишне: «Шамай говорит: сделай Тору свою постоянным занятием; говори мало, а делай много»[2]. Раши объясняет: «Говори мало» — обещай лишь немного. «А делай много» — ибо таков путь праведников. Мы находим, что Авраам сказал своим гостям только: «И я возьму кусок хлеба, и подкрепите ваши сердца…»[3], а затем: «И взял теленка нежного и хорошего…»[4] и дальше: «Поспеши, возьми три меры муки…»[5].

В ешиве был поднят вопрос, относится ли правило «говори мало, а делай много» только к материальной сфере отношений между людьми (ведь неделикатно обещать людям сразу слишком много). Или же это распространяется и на духовную жизнь? Если так, то и по отношению к самому себе человек должен следовать тому же принципу: говорить мало, а делать много.

Я вспомнил о выводах, к которым мы в свое время пришли при изучении Талмуда:

«Сказано в Торе: “И я возьму кусок хлеба…”[6], а затем: “И к скоту побежал Авраам…”[7] Сказал раби Элазар: отсюда следует, что праведники обещают мало, а делают много; злодеи же обещают много, но не делают даже самого малого. Мы знаем это из истории с Эфроном. Вначале он сказал: “Земля — четыреста шекелей серебром…”[8], а затем: “И послушал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором тот говорил в присутствии сыновей Хетта, четыреста шекелей серебра, что в ходу у торговцев”[9]. То есть Эфрон взял с него не шекелями, а центнерами, поскольку в некоторых странах шекели называются центнерами»[10].

Мы разъяснили, что, исполняя волю Творца, праведник на своем пути постоянно сталкивается с препятствиями, преодоление которых требует больших сил. Готовясь к воплощению праведного замысла, он заранее предвидит преткновения, способные ему в этом помешать. Объективно оценивая свои возможности, праведник опасается, что для преодоления трудностей у него не хватит сил и решимости, и он не сможет исполнить свое доброе намерение в совершенстве. А так как праведник ценит слово, он изначально избегает щедрых обещаний — ведь результат может оказаться намного меньше его изначального замысла!

Однако он делает много, и вот почему. До того, как приступить к делу, он учитывает ограниченность своих душевных сил — способностей, которые он умеет в себе различать. Однако возможности, сокрытые в глубинах его души, пока ему неведомы, и только в действии праведник начинает использовать их для преодоления помех, стоящих на пути его доброго намерения. Таким образом, для совершенного воплощения своего замысла, он раскрывает в себе силы, о существовании которых и не подозревал.

А со злодеями все происходит наоборот. Они следуют побуждению своих сердец, а потому обещают много, но не делают даже малого. Поскольку они не намереваются превозмочь свое дурное побуждение, то и не предвидят препятствий, с которыми могут столкнуться в пути, и заранее не принимают их в расчет. К тому же они не придают значения слову, а потому не боятся не выполнить обещание. Поэтому они говорят много, но не делают даже малости. Ведь даже для совершения малейшего доброго поступка необходимо приложить много сил. Однако злодей не привык преодолевать свое дурное побуждение, а значит, не способен исполнять свои обещания.

Наше разъяснение поможет понять приведенное в Талмуде высказывание великого мудреца:

«Учил раби Йеуда: в будущем Всевышний умертвит дурное побуждение на глазах праведников и злодеев. Праведникам оно покажется высокой горой, а злодеям — тонким волоском. И те, и другие заплачут. Праведники будут плакать в восхищении: “Как же мы сумели покорить такую высокую гору?” А злодеи будут плакать в душевной боли: “Как же мы не смогли преодолеть столь тонкий волосок?” И Всевышний будет удивляться вместе с ними: “Так сказал Б-г Воинств: когда это станет удивительно в глазах оставшихся из этого народа в те дни, — и в Моих глазах это будет удивительно”[11]»[12].

Вот что это означает. Злодеи всю жизнь следуют за желаниями своих сердец, не стараясь превозмочь дурное побуждение, и не видят в жизни праведника никаких трудностей, — ведь им никогда не случалось их преодолевать. Поэтому им кажется, что стоит захотеть — и они тоже смогут поступать подобно праведникам. И когда они, наконец, увидят путь истины, то изумятся: «Как же мы не могли преодолеть столь тонкий волос?»

Даже в будущем, когда все жители земли постигнут истину, злодеи все равно не смогут прочувствовать душу праведника, представить себе, что он преодолел в жизненной борьбе. Они не поймут, какие трудности он перенес, не ощутят, сколько сил ему пришлось приложить, чтобы смирить свое дурное побуждение и следовать путями добра. Злодеи увидят, насколько путь жизни был близок к пути смерти, который они избрали. Ведь на самом деле лишь один шаг отделяет веру от восстания против Б-га! Именно это они и станут оплакивать: «Как же мы не смогли преодолеть столь тонкий волос?»

С праведниками же все не так. Когда они оглядываются назад и видят все, что им пришлось преодолеть для совершения каждого доброго и чистого поступка, они радуются и ликуют: как они смогли своими силами подняться на столь высокую гору? И хотя победа над дурным побуждением всегда зависит от усилия толщиной с волосок, все же на каждом шагу праведник сталкивается с дурным побуждением, которое ему постоянно противодействует. Наши мудрецы сказали об этом: «Дурное побуждение старается пересилить человека каждый день»[13].

Поэтому, окидывая взглядом непрерывную борьбу с дурным побуждением, которую праведник вел при жизни, он понимает, на какую высокую гору ему удалось забраться. И хотя Всевышний всегда помогал праведнику справляться со злом, все же осознание того, какой страшной опасности он избежал, вселяет в мудреца одновременно трепет и радость. Даже если сейчас он счастлив, воспоминание о прошлых бедах и тяготах заставляет его, с одной стороны, — заново испытать душевные страдания, а с другой — восхититься тем, сколько испытаний ему удалось преодолеть.

Теперь вернемся к вашему вопросу. В Авот Дераби Натан сказано:

«Говори мало, а делай много. Как это понимать? Это учит нас тому, что праведники говорят мало, а делают много… И Всевышний тоже обещает мало, но делает много: “И сказал Авраму: знай, что пришельцем будет потомство твое… И над народом, который поработит их, Я произведу суд…”[14] Здесь суд Б-га определен всего двумя буквами: “דן”. Но в результате, когда Всевышний взыскал с притеснителей Израиля, Его суд содержал семьдесят две буквы: “Пытался ли Господь прийти, взять Себе народ из среды народа испытаниями, знаками и знамениями, и… великими ужасами?”[15]Ты видишь, что суд над врагами Израиля включает в себя семьдесят две буквы»[16].

Как можно связать с Всевышним идею «обещать мало, а делать много»? Ведь Он все провидит и изначально знает завершение!

На протяжении нескольких уроков мы развивали идею, которая поможет нам в этом разобраться. Всевышний управляет миром, основываясь на неизменных законах, заложенных в Его именах. Вся система законов соответствует «уровню человека». Это проявляется в том, что праведник обретает «образ Б-га», когда трепет перед Небесами наделяет его властью над миром, и он уподобляется своему Творцу.

Анализируя следствие, мы можем постичь его причину и понять, что на Небесах используется тот же способ действия, который человек должен применять в этом мире. Это означает, что и там действенность милосердия и изобилие благословения во время первоначального замысла не столь велики, как в конце, при воплощении в реальности. Даруя милосердие своим творениям, Всевышний дает намного больше, чем было обещано. Когда пророк получает от Б-га обещание, оно в точности соответствует влиянию милосердия на тот момент. Поэтому обещание всегда немногословно и невелико, а в результате мы получаем намного больше милости, чем было сказано.

Обещание Всевышнего всегда соотносится со способностью мира воспринять столько добра, сколько соответствует духовному состоянию людей и их поступков. Именно они «пробуждением снизу» влияют на Б-жественное милосердие и способы изменить обещание. Мы видим, как Яаков опасался, что не исполнится данное ему Б-гом обещание: «И Я буду охранять тебя, куда бы ты ни шел»[17], — он предвидел, что грех может стать причиной несчастья.

Мы знаем, что «свойство милосердия Всевышнего больше свойства Его суда»[18]. Поэтому, исправляя свои пути и приближаясь к Б-гу, человек усиливает по отношению к себе Б-жественное милосердие. А чем сильнее влияние Б-жественного милосердия, тем более возвышенным и святым становится человек, и тем больше сил у него появляется для исполнения воли своего Творца. Итак, Всевышний всегда приуменьшает обещания, чтобы в последствии одарить изобилием Своего милосердия и щедро наделить добром.


[1]Записано раввином Яаковом Довом Йеудой Шойхетом, благословенной памяти и раввином Йоэлем Довом Заксом, благословенной памяти, да отомстит Всевышний за его кровь.

[2]Авот 1:15.

[3]Берешит 18:5.

[4]Берешит 18:7.

[5]Берешит 18:6.

[6]Берешит 18:5.

[7]Берешит 18:7.

[8]Берешит 23:15.

[9]Берешит 23:16.

[10]Бава Меция 87а.

[11]Зехария 8:6.

[12]Сукка 52а.

[13]Сука 52а.

[14]Берешит 15:13-14.

[15]Дварим 4:34.

[16]Авот Дераби Натан 13:3.

[17]Берешит 28:15.

[18]Сота 11а.

Перевод: рав Хаим Бурштейн