Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как известно из книги «Бемидбар», на подходе к границам обещанной им Б-гом страны евреи разгромили двух эморитянских царей – правителей Моава и Мидьяна. Путь в страну был открыт. Моше знал, что ему – за допущенные им ошибки – Свыше не разрешено войти вместе со всем народом в Эрец-Исраэль. После этой победы он еще раз молил Б-га отменить это запрещение. Но Б-г отказал ему в этой просьбе. В нашей главе, продолжая свою речь перед народом, Моше напоминает евреям об этом эпизоде – «И молил».

Своих слушателей, тех, кому, в отличие от него, даровано счастье войти в Страну обетованную, Моше призывает всегда помнить, что с ними произошло то, чего никогда не бывало в мире с того дня, как Всевышний сотворил человека. Не бывало, чтобы целый народ слышал Б-га и получил у Б-га четкие указания, как следует жить. Эти указания непременно надо выполнять, нельзя нарушать союз, заключенный со Всевышним, – в последний раз наставляет Моше-рабейну свой народ. Пройдет время, память о происшедшем поблекнет, потомки согрешат – и евреи будет изгнаны из своей страны и рассеяны по всему миру, говорит Моше. Но народ вернется к Всевышнему, и Всевышний его не оставит. Нынешняя суббота называется Шабат Нахаму, потому что в качестве афтары к главе «Ваэтханан» читается отрывок из книги Иешаяу, 40:1-26, который начинается словами «Нахаму, нахаму» – «Утешьте, утешьте Мой народ».

Наша глава начинается с того, что Моше просит Б-га разрешить ему войти в Святую Землю — Эрец-Исраэль. В Гемаре (Сота 14а) сказано: спрашивает рав Симлай — почему Моше хотел войти в Землю Израиля? Что, вкушать ее плоды, пользоваться ее добром? — Но так сказал Моше: хочу войти туда, т.к. есть заповеди, которые можно выполнить только в Земле Израиля — мицвот а-тлуйот ба-арец, связанные с Землей. Интересно: ведь у Моше были огромные заслуги. А он просил (ва-этханан) Всевышнего — дай мне бесплатный подарок. Моше при всех своих заслугах ощущал, что может просить Всевышнего только о подарке, о милости, а не «по праву». Тем более это может быть верным в отношении каждого из нас…

Моше просит: «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Йардэном, на эту гору прекрасную и на Леванон» (Дварим 3, 25). Следующий стих: «Но разгневался Господь на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори мне более об этом» (там же, 3, 26). Слова «разгневался Господь на меня ЗА ВАС» совершенно непонятны. Мы знаем, что Моше не вошел в Страну из-за своего собственного греха при Мей-Мерива. Что же значит «за вас»?

И еще вопрос: в прошлой недельной главе, Дварим, рассказывая о поступке разведчиков, Моше упоминает решение Всевышнего, что евреи не войдут в Страну, и продолжает: «И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда» (Дварим 1, 37). Совершенно непонятно: Моше не был виноват в грехе разведчиков, как же он мог из-за этого лишиться возможности войти в Страну?

В рассказах Торы есть несколько слоев, и надо понять глубинные корни событий. Посмотрим поглубже. Ор а-Хаим а-Кадош и Мальбим, анализируя эти вопросы, оба предлагают интересную линию толкования. Они говорят, что до греха — отправки разведчиков — евреи были на высоком духовном уровне и Моше мог их ввести в Страну. Как мы читаем у Раши, в его комментарии к прошлой главе, если бы не было греха разведчиков, евреи заняли бы не только земли семи народов, как это было под руководством Йеошуа, а земли всех десяти народов, включаю кейни, призи и кадмони. Эти земли Б-г обещал Аврааму, но теперь они будут отданы еврейскому народу только во времена Машиаха. До греха разведчиков Моше мог ввести евреев в Страну и построить Храм.

Евреи никогда не были бы изгнаны, и Храм не был бы разрушен. Но после греха разведчиков все изменилось. Гемара (Таанит 29а) говорит, что Всевышний сказал евреям: «Вы плакали 9-го Ава (после возвращения разведчиков) без причины, а Я установлю вам плач на поколения». Т.е. решение об изгнании евреев на каком-то этапе их истории, еще не окончательное, было принято уже после греха разведчиков. Сказано в книге пророка Йехезкеля (20, 23): «Также Я поднял руку Мою (с клятвой) им в пустыне рассеять их по народам и развеять их по странам». Т.е. решение о том, что евреи будут изгнаны из Страны и рассеяны, было принято уже в пустыне.

А раз так, то для еврейского народа было лучше, чтобы не Моше привел их в Землю Израиля. Гмара говорит: Храм, построенный Моше, не был бы разрушен — как мы помним. И это было бы плохо для еврейского народа, чей духовный уровень уже не был достаточно высок. Гмара рассматривает стих Тэилим (79, 1): «Песнь Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили храм святой Твой…» и спрашивает: «Песнь? Должно было быть написано “Плач”!» И отвечает: «Всевышний излил гнев Свой на дерево и камень (на Храм), а не на еврейский народ». Если бы Моше построил Храм, который не может быть разрушен, гнев Всевышнего обрушился на сам народ и наказание было бы намного тяжелее. Об этом и говорит Моше: «за вас» — чтобы не было хуже вам, еврейскому народу.

Есть другой мидраш, который говорит, что Моше введет в Эрец-Исраэль тех евреев, которые умерли в пустыне. Всевышний сказал ему: «Если не войдешь в Землю Израиля, то потом приведешь поколение пустыни с собой, а если нет — не будет возможности их привести». С чем это можно сравнить? — спрашивает мидраш. Потерялись несколько медных монет. Человек просит, чтобы ему зажгли свечку для поисков. Никто не торопится выполнить просьбу. Тогда он бросает золотую монету — и свечу зажигают. Он поднимает золотую монету и просит: «Подождите, я эти монетки тоже соберу». Т.к. Моше был похоронен в пустыне, в будущем он приведет с собой поколение пустыни.

Вопрос, когда было решено, что Моше не войдет в Страну, — после греха разведчиков или после событий в Мей-Мерива? «Первичное» решение было принято после греха разведчиков. Но если бы евреи поднялись под влиянием этого великого чуда на более высокий уровень и Моше сделал бы все в точности как Б-г велел, решение могло быть изменено. И тогда Моше действительно мог бы ввести евреев в Страну и построить Храм.

А когда этого не произошло, решение стало окончательным. Так Б-г говорит: «Не говори мне более об этом» — для еврейского народа лучше, чтобы ты умер в пустыне и не вошел в Страну, и не проси Меня больше об этом. Мидраш говорит: когда Моше услышал, что это лучше для еврейского народа, он сказал: «Владыка мира, пусть умрет Моше и все подобное ему, чтобы не пострадал ноготь даже одного из них (евреев)».

Таково было отношение истинного руководителя к еврейскому народу и к себе…


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»