Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как известно из книги «Бемидбар», на подходе к границам обещанной им Б-гом страны евреи разгромили двух эморитянских царей – правителей Моава и Мидьяна. Путь в страну был открыт. Моше знал, что ему – за допущенные им ошибки – Свыше не разрешено войти вместе со всем народом в Эрец-Исраэль. После этой победы он еще раз молил Б-га отменить это запрещение. Но Б-г отказал ему в этой просьбе. В нашей главе, продолжая свою речь перед народом, Моше напоминает евреям об этом эпизоде – «И молил». Своих слушателей, тех, кому, в отличие от него, даровано счастье войти в Страну обетованную, Моше призывает всегда помнить, что с ними произошло то, чего никогда не бывало в мире с того дня, как Всевышний сотворил человека. Не бывало, чтобы целый народ слышал Б-га и получил у Б-га четкие указания, как следует жить. Эти указания непременно надо выполнять, нельзя нарушать союз, заключенный со Всевышним, – в последний раз наставляет Моше-рабейну свой народ. Пройдет время, память о происшедшем поблекнет, потомки согрешат – и евреи будет изгнаны из своей страны и рассеяны по всему миру, говорит Моше. Но народ вернется к Всевышнему, и Всевышний его не оставит. Нынешняя суббота называется Шабат Нахаму, потому что в качестве афтары к главе «Ваэтханан» читается отрывок из книги Иешаяу, 40:1-26, который начинается словами «Нахаму, нахаму» – «Утешьте, утешьте Мой народ».

Наша глава начинается с того, что Моше просит Б-га разрешить ему войти в Святую Землю — Эрец-Исраэль. В Гемаре (Сота 14а) сказано: спрашивает рав Симлай — почему Моше хотел войти в Землю Израиля? Что, вкушать ее плоды, пользоваться ее добром? — Но так сказал Моше: хочу войти туда, т.к. есть заповеди, которые можно выполнить только в Земле Израиля — мицвот а-тлуйот ба-арец, связанные с Землей. Интересно: ведь у Моше были огромные заслуги. А он просил (ва-этханан) Всевышнего — дай мне бесплатный подарок. Моше при всех своих заслугах ощущал, что может просить Всевышнего только о подарке, о милости, а не «по праву». Тем более это может быть верным в отношении каждого из нас…

Моше просит: «Дай перейду я и посмотрю на эту землю добрую, которая за Йардэном, на эту гору прекрасную и на Леванон» (Дварим 3, 25). Следующий стих: «Но разгневался Господь на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори мне более об этом» (там же, 3, 26). Слова «разгневался Господь на меня ЗА ВАС» совершенно непонятны. Мы знаем, что Моше не вошел в Страну из-за своего собственного греха при Мей-Мерива. Что же значит «за вас»?

И еще вопрос: в прошлой недельной главе, Дварим, рассказывая о поступке разведчиков, Моше упоминает решение Всевышнего, что евреи не войдут в Страну, и продолжает: «И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда» (Дварим 1, 37). Совершенно непонятно: Моше не был виноват в грехе разведчиков, как же он мог из-за этого лишиться возможности войти в Страну?

В рассказах Торы есть несколько слоев, и надо понять глубинные корни событий. Посмотрим поглубже. Ор а-Хаим а-Кадош и Мальбим, анализируя эти вопросы, оба предлагают интересную линию толкования. Они говорят, что до греха — отправки разведчиков — евреи были на высоком духовном уровне и Моше мог их ввести в Страну. Как мы читаем у Раши, в его комментарии к прошлой главе, если бы не было греха разведчиков, евреи заняли бы не только земли семи народов, как это было под руководством Йеошуа, а земли всех десяти народов, включаю кейни, призи и кадмони. Эти земли Б-г обещал Аврааму, но теперь они будут отданы еврейскому народу только во времена Машиаха. До греха разведчиков Моше мог ввести евреев в Страну и построить Храм.

Евреи никогда не были бы изгнаны, и Храм не был бы разрушен. Но после греха разведчиков все изменилось. Гемара (Таанит 29а) говорит, что Всевышний сказал евреям: «Вы плакали 9-го Ава (после возвращения разведчиков) без причины, а Я установ лю вам плач на поколения». Т.е. решение об изгнании евреев на каком-то этапе их истории, еще не окончательное, было принято уже после греха разведчиков. Сказано в книге пророка Йехезкеля (20, 23): «Также Я поднял руку Мою (с клятвой) им в пустыне рассеять их по народам и развеять их по странам». Т.е. решение о том, что евреи будут изгнаны из Страны и рассеяны, было принято уже в пустыне.

А раз так, то для еврейского народа было лучше, чтобы не Моше привел их в Землю Израиля. Гмара говорит: Храм, построенный Моше, не был бы разрушен — как мы помним. И это было бы плохо для еврейского народа, чей духовный уровень уже не был достаточно высок. Гмара рассматривает стих Тэилим (79, 1): «Песнь Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили храм святой Твой…» и спрашивает: «Песнь? Должно было быть написано “Плач”!» И отвечает: «Всевышний излил гнев Свой на дерево и камень (на Храм), а не на еврейский народ». Если бы Моше построил Храм, который не может быть разрушен, гнев Всевышнего обрушился на сам народ и наказание было бы намного тяжелее. Об этом и говорит Моше: «за вас» — чтобы не было хуже вам, еврейскому народу.

Есть другой мидраш, который говорит, что Моше введет в Эрец-Исраэль тех евреев, которые умерли в пустыне. Всевышний сказал ему: «Если не войдешь в Землю Израиля, то потом приведешь поколение пустыни с собой, а если нет — не будет возможности их привести». С чем это можно сравнить? — спрашивает мидраш. Потерялись несколько медных монет. Человек просит, чтобы ему зажгли свечку для поисков. Никто не торопится выполнить просьбу. Тогда он бросает золотую монету — и свечу зажигают. Он поднимает золотую монету и просит: «Подождите, я эти монетки тоже соберу». Т.к. Моше был похоронен в пустыне, в будущем он приведет с собой поколение пустыни.

Вопрос, когда было решено, что Моше не войдет в Страну, — после греха разведчиков или после событий в Мей-Мерива? «Первичное» решение было принято после греха разведчиков. Но если бы евреи поднялись под влиянием этого великого чуда на более высокий уровень и Моше сделал бы все в точности как Б-г велел, решение могло быть изменено. И тогда Моше действительно мог бы ввести евреев в Страну и построить Храм.

А когда этого не произошло, решение стало окончательным. Так Б-г говорит: «Не говори мне более об этом» — для еврейского народа лучше, чтобы ты умер в пустыне и не вошел в Страну, и не проси Меня больше об этом. Мидраш говорит: когда Моше услышал, что это лучше для еврейского народа, он сказал: «Владыка мира, пусть умрет Моше и все подобное ему, чтобы не пострадал ноготь даже одного из них (евреев)».

Таково было отношение истинного руководителя к еврейскому народу и к себе…


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.