Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всё — от Всевышнего, и нет у человека ничего, кроме того, что он принимает от Него в молитве

Царь Давид — «А я — молитва»

«Когда пришел Давид, пришла молитва, как сказано: “И приведу Я их на Мою святую гору, и обрадую их в доме Моей молитвы” (Мегила 18).

“Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут? Прежде всего, он не должен гордиться тем, что у него есть… всегда считать себя бедным и стоять перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий… смирять свое сердце, особенно во время молитв… И Давид зачастую вел себя так (Томер Двора)”

“Корень ступени царя Давида “А я — молитва”: признавать, что все — от Всевышнего, и нет у человека ничего, кроме того, что он принимает от Него в молитве” (р. Цадок аКоэн).

Изображение человека, ведущего себя пов соотвветствии с качествуом Малхут, как его рисует раби Моше Кордоверо в книге Томер Двора, — это изображение молящегося. Служение Малхута представляет человека молящимся постоянно, даже не во время молитвы. Ведь это сущность и реальность человека — молитва. “И Давид часто вел себя так”.

Попробуем осмыслить первоисточник данного вопроса.

Молитва бедняка

“И стенали сыны Израилевы от работы, и вопияли, и вопль их от работы восшел к Б-гу” (Шмот 2:23). Это учит нас, что нет более цельной молитвы, чем та, которую человек произносит изнутри беды и нужд. И она больше принимается и восходит перед Всевышним. И так сказано у Йоны: “Когда изнемогла во мне душа моя, Г-спода вспомнил я, и дошла до Тебя молитва моя, до Твоего святого Храма ”. Пророк обещает, что молитва, идущая от страдания и изнеможения души, — именно она входит перед Ним к Его святому чертогу» (рабейну Бехае).

Причина совершенства и цельности такой молитвы связана с самой сутью молитвы. «Суть молитвы — восполнить человеку то, чего ему недостает. И тогда Всевышний слышит его молитву и просьбу, когда человек обладает недостатком и нуждается в восполнении» (Маараль).

Чем сильнее у человека ощущение недостатка, тем сильнее его молитва. Само по себе восприятие своей сущности как недостающей, позиционирование себя как нищего, просящего и молящего, способствует молитве. Поставить себя в зависимость от Творца во всех своих проблемах. Обратить все недостающее человеку во всех жизненных перипетиях к Творцу с просьбой восполнения недостающего; крик и плач об удаленности от Него, вопль и мольба о приближении к Создателю — это молитва бедняка.

«Суть молитвы — в осознании того, что всё в руках Небес, всё от Всевышнего. И только то, что Он дает, есть у человека. И он просит у Него помощи во всех вещах, как луна, у которой нет ничего от себя, но лишь то, что она получает от солнца, и это — Община Израиля, использующая лунный календарь» (р. Цадок аКоэн).

Это осознание объемлет все стороны жизни человека. Как в час строгого суда, беды и несчастья, так и в час изобилия, милости и милосердия от Всевышнего. Недостаточность не наполняется, она стремится к получению, но затем опять приобщается к процессу, в котором нет насыщения и совершенства. Поскольку совершенство царства Общины Израиля — это ее недостаток. Молитва бедняка — это молитва Общины Израиля, которая включает в себя все недостающее человеку и всему зависящему от него мирозданию. В силах этой молитвы приблизить все мироздание к Творцу посредством того самого стремления к приобщению и наполнению. От вышних весей до дна пропастей, все объединяются и предстают как пустой сосуд, как материя, стремящаяся получить свою форму. Такова невеста, тоскующая и мечтающая вновь воссоединиться со своим другом. И в этом формула ее силы: привести к тому наполнению изобилием благословения, к максимальному единству творения, стать совершенной и цельной в вечном поцелуе высших и нижних миров.

Молитва бедняка: это молитва, которая включает в себя все молитвы и прорывает перед ними все небосводы (Зоар).


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше