Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Склонность давать милостыню — признак принадлежности к потомству отца нашего, Авраама, как сказано: «…ибо знаю Я, что он заповедает своим сыновьям (…) давать милостыню».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Чистота тела и места молитвы

1. Мы молимся Всевышнему, Царю всех царей, и поэтому надо подготовиться должным образом к молитве. Сказано у пророка Амоса ( ר,י״ב): «Приготовься к встрече с твоим Б-гом, Израиль». Приступая к молитве, надо чувствовать себя как бы стоящим перед великим властителем.

2. Для молитвы надо достойно, соответствующим образом, одеться, подобно тому, как принято одеваться при встрече с важным человеком. Носящий шляпу и молиться должен в шляпе. Молясь у себя дома, тоже надо быть одетым подобающим образом.

3. Перед молитвой хорошо давать милостыню — «цдаку», как сказано в «Псалмах» — «Теилим» (י״ז,י): «С милостью (цедек) я предстану перед Твоим лицом». АРИ — האר״י ז״ל — имел обычай давать цдаку, дойдя до слов «ואתה מושל בכל» — «и Ты правишь всем» (в «псукей дезимра»— после «ויברך דויד» — «И благословил Давид»).

Запрещение заниматься посторонними делами до молитвы

4. С того момента, как наступило время утренней молитвы, нельзя заходить к знакомому, чтобы приветствовать его, пока не помолишься. Если же встречаешь знакомого на улице, то можно его приветствовать, но при этом сказать «доброе утро» и т.п., а не «шалом», чтобы изменением в приветствии подчеркнуть, что нельзя задерживаться перед молитвой и заниматься посторонними делами. До молитвы нельзя начать работать или отправиться в путь. Однако при необходимости, например, когда спутники не будут ждать и т.п.. допустимо выйти в путь и помолиться потом.

Нельзя начать изучать Тору, когда наступило время молитвы. Однако тому, кто молится в постоянном миньяне в синагоге, XA3AЛ (мудрецы) разрешили заниматься Торой до молитвы, не опасаясь, что он может забыть и пропустить ее время. Человек также имеет возможность заниматься до молитвы, попросив того, кто не занят изучением Торы в этот момент, напомнить ему о молитве. Утром, перед изучением Торы, надо прочесть бирхот атора (см.выше глава 3-я, закон 7).

5. До молитвы нельзя ничего есть и пить. Однако, с целью лучшего сосредоточения на молитве, можно пить воду, чай или кофе — без сахара и молока. Разрешено есть и пить до молитвы в лечебных целях, а также если человек настолько голоден или жаждет, что не в состоянии сосредоточиться на молитве.

Чистота тела и места молитвы

6. Сказано в «Теилим»:(ק״ג, א) «Благослови Всевышнего, моя душа, и все мое тело — Его святое Имя». Поэтому перед молитвой человеку следует очистить себя и проверить, не должен ли он оправиться, подготовляя тело подобающим образом.

Когда произносят благословения или слова Торы, необходимо, чтобы верхняя часть тела была отделена от нижней поясом или облегающей тело одеждой.

7. Сказано в Торе,(דברים כ״ג, ט״ו): «Ведь Б-г проходит по месту, где ты расположился, — и оно должно быть свято». Отсюда заключили XA3AЛ в Гемаре «Брахот», что место, в котором мы молимся или занимаемся Торой, должно быть очищено соответствующим образом, чтобы в нем не было дурных запахов, грязных пеленок и т.п.

Нельзя произносить в уме слова Торы или молитвы, или думать о них, находясь в туалете или в ванной и даже перед открытым входом в эти места. Нельзя молиться в помещении, чистота которого сомнительна, не проверив его заранее.

Когда человек находится в больнице, и в других случаях, когда нет возможности добиться чистоты тела и места для молитвы — спрашивают раввина, как поступить.

8. Нельзя молиться, стоя напротив женщины, не одетой по законам скромности, или замужней, волосы которой непокрыты (в дальнейшем, в главе 38-й закон 8, будет разъяснено, какая одежда для женщины считается скромной).

9. Следует избегать звука женского пения во время молитвы и изучения Торы. Также и в любое другое время не следует вслушиваться в женское пение. Если нет возможности прекратить его или покинуть это место, то можно продолжить изучение Торы и молитву, но при этом постараться предельно сосредоточиться, чтобы не обращать внимание на пение.

Омовение рук перед молитвой

10. Перед каждой молитвой: утренней, дневной и вечерней омывают руки. Благословение при этом не произносят (за исключением омовения перед бирхот ашахар, как рассказано выше).

11,12. Нельзя молиться, произносить благословение и изучать Тору, если руки не чисты, т.е. дотронулись до покрытых частей тела, обуви или корней волос. Покрытыми называются части тела, которые, как правило, и в соответствии с законами скромности облачены в одежды: все тело, ноги и плечи до локтей.

13. Если человек дотронулся до покрытых мест тела, он должен омыть руки водой. Если же он стоит во время молитвы шмоне эсре и ему нельзя сдвинуться с места, то он может отереть руки одеждой или потереть ими о стену и т.п. Надо вытереть всю ладонь и тыльную ее часть до запястья и пальцы со всех сторон.

Молитва с миньяном

14. Надо стараться произносить все молитвы в синагоге вместе с другими евреями.

Молитва принимается Б-гом и тогда, когда человек произносит ее один, но в соединении с другими, она становится сильнее и ценность ее выше. В Гемаре «Брахот» XA3AЛ объясняют слова из сказанного в «Теилим»(ס״ט, י״ד):
«Я обращаю свою молитву к Тебе, Всевышний, в желанное время»: какое же время желанно? — час, когда молятся все евреи.

15. Еще одно достоинство совместной молитвы: только при наличии миньяна можно произносить «кадиш»— קריש, «кдуша» — קדושה, «барху»— ברכו, биркат коаним и читать Тору с благословениями. В одиночку все это невозможно.

Миньян

16. Когда десять или более взрослых евреев (старше возраста «бар мицва» — 13 лет) собираются для молитвы вместе, это называется «миньян». Все они должны быть в одном месте, включая и «шлиах цибур» (שליח ציבור) — того, кто ведет молитву. Если часть людей находится в одной комнате, а часть — в другой, миньян не образуется, даже если между комнатами открыта дверь. Есть мнение, что если молящиеся в разных комнатах видят друг друга, то они образуют миньян.

17. Когда десять человек молятся и читают «кадиш», «кдуша» и т.д. — то всякий слышащий может отвечать «амен», «амен е'эй шмей раба»— אמן יהא שמיה רבא״\", «кдуша» и т.д., даже если он находится в отдалении, потому что когда десять евреев молятся совместно, то с ними пребывает «Шхина» — שכינה — они приближены к Б-жественному присутствию, и тогда «даже железной стене не отгородить евреев от их Отца».

18. Надо стараться прийти в синагогу вовремя и прочесть всю молитву с миньяном; особенно важно произнести шмоне эсре вместе со всеми. Поэтому, опоздав на миньян, следует поторопиться, чтобы успеть хотя бы к шмоне эсре.

Тот кто не в состоянии прийти в синагогу, и не имеет возможности пригласить к себе домой девять человек — должен молиться именно в то же время, когда собирается большинство миньянов — так как это время угодно для молитвы.

Возраст «бар мицва»

19. Еврей обязывается выполнять все мицвот и может быть присоединенным к миньяну после того, как прошло 13 лет со дня его рождения. Например: если кто-то родился 1-го числа месяца нисан (пусть даже к концу дня — но до захода солнца), становится бар мицва в ночь на 1-е нисана.

20. Родившийся в месяце адар —אדר обычного года (в котором один месяц адар) — например, 20-го числа его, и достигший тринадцатилетия в високосный год (в котором два адара), становится бар мицва только 20-го числа адар бет (אדר ב) — второго месяца адар.

Родившийся в високосном году в адар алеф (אדר א) — первый месяц адар и достигший тринадцатилетия тоже в високосный год, становится «бар мицва» в первом месяце адар. Родившийся в адар високосного года, и достигший тринадцатилетия в обычном году, становится бар мицва соответствующего числа месяца адар, независимо от того, в первом или втором месяце адар он родился.

Подобным же образом определяется возраст 12 лет, с которого девушка обязана выполнять мицвот.

Само собой разумеется, что расчет ведется по еврейской дате рождения, и ее необходимо выяснить точно, чтобы знать, с какого дня юноша или девушка должны начать выполнять мицвот, как взрослые.

Синагога

21. Велико значение молитвы, произносимой в синагоге (בית כנסת — «бет кнесет»). Молитва будет лучше принята в этом святом, специально для нее предназначенном месте. Даже если миньяна нет и предстоит молиться в одиночку, лучше для этого пойти в синагогу.

22. В самой синагоге надо выбрать себе постоянное место для молитвы и не менять его без надобности. Авраам — אברהם אבינו ע״ה —
молился на постоянном месте, как сказано в Торе (בראשית י״ט, כ״ז): «Авраам поспешил рано утром к тому месту, где он стоял перед Б-гом».

Дома надо выбрать для молитвы такое место, где никто не помешает.

23. Спешить в синагогу является особой мицвой, также как и торопиться исполнить любое другое повеление Б-га, как сказано у пророка Ошеа (ו,ג): «Мы поспешим постичь Б-га», и в Теилим (קי״ט ,ל״ב): «Я буду бежать дорогой Твоих заповедей».

Выйдя же из синагоги, торопиться не следует, за исключением тех случаев, когда отправляются исполнять какую-либо мицву или изучать Тору.

В самой синагоге следует ходить с благоговением.

24. Велика святость синагоги. Сказанное у пророка Ехезкел (י״א,ט״ז) «Я дам им небольшие храмы» XA3AЛ объясняют: имеются в виду синагоги и места изучения Торы («бет мидраш» — בית מדרש ). Святость синагоги подобна святости Храма, и мы должны трепетать перед Б-гом, присутствующим в этих местах, как сказано: «Благоговейте перед Моим святилищем».

25. В святом месте ведут себя соответственно. Не ведут пустые разговоры и тем более избегают того, что запрещено в любом другом месте: сплетен, ссор, наговоров. В синагоге греховность таких деяний еще больше, так как, совершая их, словно пренебрегают присутствием здесь Б-га.

26. Родители должны следить за детьми, чтобы они не шумели и не мешали молиться. Надо сажать детей рядом с собой и приучать их вести себя соответственно святости места, а также отвечать «амен», «барху» и т.д. Совсем маленьких детей, которые еще не воспринимают указаний родителей, не следует брать в синагогу.

Нельзя заходить в синагогу лишь для того, чтобы укрыться от холода, солнца или дождя. Если надо позвать кого-то. находящегося в синагоге, то, зайдя, надо сначала произнести какие-либо слова из Торы. Тот, кто не умеет это сделать, должен немного посидеть внутри, т.к. сидеть в синагоге — тоже мицва.

Нельзя пользоваться синагогой, чтобы сократить дорогу: если у нее есть два входа, то в целях сокращения пути человеку нельзя войти в один вход и выйти в другой. Однако, если он пришел молиться или учиться, то, закончив, лучше выйти не в те двери, в которые вошел, подчеркивая тем самым, что любое место в синагоге — дорого и любимо.

В синагоге нельзя есть, пить и спать. Однако те, кто постоянно изучают там Тору, могут есть или спать в ней, чтобы им не пришлось идти в другое место и тратить зря время, предназначенное для занятий.

Святые книги («сифрёй кодеш» — ספרי קודש) и предметы священного назначения («ташмишёй кдуша» — תשמישי קדושה)

Надо должным образом обращаться со святыми книгами и предметами. Приведем некоторые правила:

Нельзя садиться на скамью или стул, на котором лежат «сифрей кодеш».

Святые книги не уничтожают и не выбрасывают. Истрепавшиеся книги или отдельные листы должны быть сохранены в специальном помещении — «гниза». В синагогах обычно имеется место, где собирают предназначенное для переправки в гнизу.

Нельзя класть «сифрей кодеш» в перевернутом виде, а если кто-то положил их так, надо их перевернуть. «Хумаш» (Тора, «Пятикнижие» — חומש) можно класть на книги «Пророков» («Невиим» — נביאים) и «Писания» («Ктувим» — כתובים), а книги «Пророков» и «Писания» — друг на друга, но не на «Хумаш». Все другие книги нельзя класть на «Хумаш», книги «Пророков» и «Писания».

Между страницами «сифрей кодеш» нельзя оставлять какие-либо бумаги и другие предметы, не связанные с Торой.

При перерыве в занятиях книгу нельзя оставлять раскрытой.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре